Актан Арым Кубат: Я не против религии, не против ислама. Я против арабизации моей страны

Актан Арым Кубат: Я не против религии, не против ислама. Я против арабизации моей страны

В эфире программы «Нить накала» сегодня режиссер Актан Арым Кубат – автор фильмов, которые можно включить в классику кыргызского кинематографа, - «Маймыл», «Селкинчек» и «Бешкемпир».

Представляем вашему вниманию отрывок интервью. Полную версию программы смотрите сегодня в 21:00 в эфире телеканала «Апрель».

- В одном из интервью вы говорили, что почти все свои фильмы снимаете про себя, они перекликаются с вашим мироощущением, опытом в прошлом. В чем с вами перекликается персонаж вашего фильма «Кентавр»?

- Во-первых, возрастное. Я сам снялся в этой роли, и Кентавру столько же лет, сколько и мне. В этом возрасте возникает вопрос: «Кто ты?» Философский вопрос. Это попытка понять, кто я, все эти ощущения. Плюс, наверное, сама моя жизнь, не в буквальном смысле автобиографичная, а скорее мои переживания, ощущения, они автобиографичны.

- Зачитаю цитату из вашего интервью: «Персонаж Кентавра - бывший автомеханик, его клуб забрали под мечеть. В селе, в котором я рос, случилось то же самое. У меня забрали мой клуб, мое кино, мое детство». То есть это на самом деле было?

- Это абсолютно автобиографично: забрали клуб, в котором я смотрел фильмы. В СССР кино было централизованное, и все фильмы привозили из Москвы. Как только распался Советский Союз, наш так называемый прокат развалился, перестали показывать фильмы. В этот момент, это не только у нас, это нечастный случай. Не знаю статистику, но потом мне рассказали в Госкино, что так было по всей стране - клубы, которые не действовали, отдавали под мечети. Скорее всего, под давлением верующих людей. Сейчас рядом построили мечеть и клуб теперь превратился в подсобное хозяйство.

- Что вы в тот момент почувствовали?

- В тот момент не было никаких ощущений. Это было как лавина, все шло и мы занимались сами собой, а анализировать что творится с моим клубом, культурой, кино… В общем-то не было этого ощущения. Когда я говорю: «Кто я?», это может быть громко будет сказано. В чем смысл жизни, начинаешь анализировать, конечно, повод - сам сюжет в фильме, через него начинаешь думать. В том числе о нашем клубе, и вообще о культуре…

Тема религии во всем мире вызывает беспокойство, неоднозначно трактуется. Я не против религии, я не против ислама. Я против арабизации моей страны. Думаю, что это правильная позиция, потому что, если мы думаем о своей стране, о ее безопасности, мы должны быть против арабизации. А насчет религии, каждый человек выбирает сам: хочется будет в исламе, хочет в христианстве, хочет атеистом. Мне кажется это очень личное. Как мыслящий человек, будет громко сказано… Как творческий человек, я должен был сказать и думаю, что показал достаточно этично, не задевая чувств верующих.