04.07.2018 18:23

Адвокат отца Бурулай: Дело об убийстве резонансное, но в самой экспертизе много противоречий

Адвокат отца Бурулай: Дело об убийстве резонансное, но в самой экспертизе много противоречий

Родители убитой Бурулай не признают результаты судебно-медицинской экспертизы, однако отказались от идеи провести эксгумацию тела дочери. Ранее ее отец Турдалы Кожоналиев заявлял о намерении доказать, что убийство Бурулай было предумышленным, а не в состоянии аффекта. Именно эту версию следствие рассматривает в качестве основной.

Трагедия, напомним, произошла в конце мая, когда 19-летнюю девушку похитили с целью принудить вступить в брак против ее воли. Несостоявшегося жениха практически сразу задержали и водворили в РОВД Жайылского района. Именно там при невыясненных до конца обстоятельствах молодой человек нанес Бурулай смертельные удары. Как продолжается следствие, и почему родители Бурулай недовольны его ходом - об этом состоялась беседа в студии «Вечерних новостей» на телеканале «Апрель» с гостем программы - адвокатом потерпевшей стороны Назирой Абдумуминовой.

- Страшно даже произнести вслух эти слова «эксгумация тела дочери». Страшную трагедию сейчас переживает, без сомнения, семья погибшей Бурулай. Неужели потерпевшую сторону ждет еще одно испытание – испытание необъективным следствием, бесчестным судом? Почему отец девушки был готов на столь отчаянный шаг – провести эксгумацию дочери?

- Поясню. В первую очередь, намерение провести все-таки эксгумацию и комиссионную экспертизу было у отца Бурулай потому, что он был не согласен с результатами первичной экспертизы. В ходе следствия нам стали известны некоторые обстоятельства, которые мы сейчас просто не имеем права разглашать, потому что есть тайна следствия. Я не могу говорить о подробностях и нюансах этой экспертизы, но могу заявить, что отец Бурулай действительно не доволен, не согласен. Мы [адвокаты] поддерживаем эту позицию, мы тоже не согласны с результатами данной экспертизы. У нас возникло много вопросов по поводу заключения эксперта, и, естественно, у отца было намерение провести эксгумацию. Мы понимаем, что это очень страшно: для мусульманина вообще тревожить дух, поднимать из могилы труп – это большой грех.

- Тем более девушки, которая в таких мучениях приняла смерть.

- Но отец это сделал ради справедливости. Чтобы доказать, что все-таки на теле [дочери] имеются эти надписи, о которых неоднократно он заявлял. У него есть фотографии.

- О каких надписях идет речь?

- На теле в области грудной клетки слева имеются непонятные следы, возможно, от ножа, как мы предполагаем. Но мы не эксперты, мы видим фотографии и эти порезы. Сегодня мы поставили вопрос о происхождении этих следов, отчего они могли образоваться, в результате чего - посмертно, прижизненно. Много вопросов вызывают эти следы. Но так как в заключении экспертизы мы не увидели и не нашли исчерпывающих ответов, намерены были провести эксгумацию.

Но время прошло, тело девушки предано земле полтора месяца назад, есть опасение, что уже, возможно, мы не сможем добыть те доказательства, которые хотели найти. К тому же, оказывается, в материалах есть еще информация, на основании которой можно поставить наши вопросы и получить на них ответы. Поэтому отец Бурулай все-таки отказался от проведения эксгумации. И мы решили на основании уже имеющихся доказательств в материалах дела и тех доказательств, которыми обладает отец Бурулай поставить необходимые вопросы перед экспертами и получить объективное заключение экспертизы. Потому как, имея на руках то, что есть на сегодня, об объективности говорить мы не можем. Честно говоря, мы сейчас в шоке. Дело резонансное, под контролем у самого президента, но, как ни странно, очень много противоречий в самой экспертизе.

Мы также ознакомились с экспертизой молодого человека, который совершил данное преступление, там тоже очень много вопросов возникает. Поэтому мы сейчас ходатайствуем о проведении комиссионной экспертизы с включением в состав комиссии независимого эксперта, чтобы расследование проводили объективно.

- В СМИ уже известно, что доказательство, о котором идет речь – это фотография, сделанная уже с тела Бурулай, где, возможно, изображены буквы, вырезанные ножом на теле девушки. Это та надпись, которую, возможно, сделал подозреваемый в убийстве молодой человек, буквально в последние минуты ее жизни. Почему это так важно? Как это может изменить ход следствия?

- Мы хотим понять, насколько правдивы показания следователя и тех милиционеров, которые находились в Жайылском РОВД, когда произошла трагедия. Нам все время говорят о том, что милиционер отсутствовал только 20-25 секунд, за это время молодой человек успел совершить данное преступление. Мы уже съездили в Жайылский РОВД, отмерили, сколько шагов от ступенек до ворот, там расстояние приличное. Дойти от ворот до ступеней только секунд 25 требуется. Поэтому мы считаем, невозможно было пройти туда и обратно, уже идет обман. Во-вторых, мы хотим все-таки определить, сколько времени молодой человек находился вместе с Бурулай в этом помещении для заявителей, потерпевших, доставленных.

В любом случае за 25 секунд невозможно было нанести ей и себе несколько ножевых ранений, порезы в виде букв, крестиков произвести на теле. Мы хотим выяснить, насколько правдивы все-таки сведения, которые мы получаем от следствия в ходе проведения следственных действий в отношении сотрудников.

По телевидению показывали, неоднократно передачи шли - нам все время утверждают, что 20-25 секунд. Но это просто невозможно физически даже. Мы сами съездили и свой мини-эксперимент провели, поэтому для нас важно знать, насколько это была халатность или сотрудники намеренно оставили девушку вместе с этим молодым человеком, впоследствии он совершил данное преступление. Мы считаем, что там было очень много времени.

- Если подтвердится, что этот молодой человек нанес смертельные удары Бурулай и затем вырезал буквы на ее теле, тяжело утверждать, что убийство было сделано в состоянии аффекта. Можно ли говорить о преднамеренном убийстве и изменится ли от этого срок, который, возможно, парню дадут?

- Наличие или отсутствие этих следов на теле не свидетельствуют о том, был он в состоянии аффекта или нет. Это состояние будет определять психиатрическая экспертиза, поэтому эти надрезы только будут лишь свидетельствовать о том, какое количество времени находились они вместе, правда ли то, что утверждают милиционеры «20-25 секунд», и насколько экспертиза законна и объективна. Мы сейчас под сомнение ставим вообще заключение экспертов. Перед тем, как берутся за дело, проводят экспертизу и дают свое заключение, эксперты дают подписку об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение. Мы сейчас хотим выяснить эти моменты: насколько эксперты были объективны и насколько милиционеры правдивы в своих утверждениях и откуда эти надрезы. И мы еще до конца не поняли момент наступления смерти. Экспертиза противоречивая, как я уже сказала. Если это все-таки порезы, и они были сделаны посмертно, то там, естественно, уже будет другая статья.

- Статья по отношению к сотрудникам милиции?

- Нет, по отношению к убийце. Если он посмертно их сделал, то это уже надругательство над трупом. И, конечно, это отразится еще и на сотрудниках, которые оставили ее на такое продолжительное время вместе с этим молодым человеком. Нам очень важно эти моменты уяснить и уточнить. Из этого заключения мы не получили исчерпывающих ответов. И не просто не получили исчерпывающих ответов, мы не согласны с некоторыми моментами, которые отражены в данной экспертизе.

- А если вам совместно с потерпевшей стороной удастся доказать, что не 20 и не 25 секунд находилась Бурулай со своим убийцей в этой комнате в РОВД Жайылского района, а достаточно длительное время? Нам известно, что 12 сотрудников милиции были отстранены от своих должностей, но по статье «Халатность». Их просто сняли с работы и все. Будет ли в этом случае им предъявлено какое-то обвинение?

- Говорить сейчас заранее сложно, будет оно предъявлено или нет, это будет решать следствие в ходе проведения следственных мероприятий и на основании тех доказательств, которые они добудут. Но если нам станет известно, что была договоренность между похитителем и сотрудниками милиции о том, что они дают ему возможность остаться наедине с Бурулай, то тогда, конечно же, это будет рассматриваться уже в другом ракурсе. Потому что здесь уже будет идти речь не просто о халатности, а о том, что они, получается, дали возможность молодому человеку совершить преступление. Пусть неумышленно, но они злоупотребили своими полномочиями, то есть здесь уже будут выявляться другие должностные преступления. Они не имели права давать доступ молодому человеку к этой девушке. Если выяснится, что они это сделали, то здесь уже будет другая квалификация.

Мы хотим объективности. Мы не то, чтобы намерены всех наказать и чтобы все получили жесткое наказание. Девушки нет, мы ее не вернем, но наша цель - только законность и справедливость. Мы должны оказать юридическую помощь отцу Бурулай, получить все необходимые сведения по данному делу, и чтобы он все-таки добился справедливости и справедливого наказания в отношении всех, кто допустил эту смерть.  

- Как ведет себя сторона Марсбека (так зовут молодого человека), который сейчас задержан, которого подозревают в этом преступлении? Его родственники не предлагают родителям Бурулай пойти на мировую, забрать заявление?

- К сожалению, обычно в таких случаях родственники идут к потерпевшим, просят прощения за своих родственников, предлагают материальную помощь, но в нашем случае этого не произошло. Мало того, как нам стало известно со слов мамы, поступают угрозы, обвинения в их адрес, поэтому, к сожалению, нет. На сегодня родителям Бурулай еще тяжелее от того, что произошла данная трагедия, они продолжают испытывают этот прессинг. И слухи вокруг убийства девушки различные - то появляется какая-то аудиозапись, якобы милиционеры убили девушку, другие версии. Это все очень возмущает родителей, потому что общество начинает уже двояко, трояко обсуждать эту тему, им очень неприятно. Вообще, честно говоря, мы, адвокаты, уже против того, чтобы муссировать эту тему, потому что родители, родственники пережили такую трагедию. Эта утрата невосполнима, и она муссируется, и все время появляются какие-то новые недостоверные подробности, и от этого еще больше страдают родственники погибшей девушки.