Адвокат: Судья, злоупотребляя положением, незаконно лишил Равшана Джеенбекова свободы
Адвокат политика Равшана Джеенбекова Замир Жоошев обосновал с правовой точки зрения, почему его подзащитного лишили свободы незаконно. Он считает, что судья воспользовался служебным положением и заключил Джеенбекова под стражу.
Далее приводим полный анализ с точки зрения юриста:
«В производстве Первомайского районного суда г. Бишкек (председательствующий судья Медеров А. Б.) находится уголовное дело №УД-229/21Б3, в рамках которого мой подзащитный Джеенбеков Равшан Бабырбекович обвиняется по нескольким статьям Уголовного кодекса Кыргызской Республики.
6 октября 2020 года в отношении Равшана Джеенбекова Первомайский районный суд г. Бишкек избрал меру пресечения в виде домашнего ареста. В дальнейшем судом были установлены следующие ограничительные условия, связанные с применением домашнего ареста:
- после 22:00 не покидать жилище;
- без разрешения суда не выезжать за пределы города Бишкек.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 293 Уголовного процессуального кодекса Кыргызской Республики мера пресечения применяется на срок судебного разбирательства. В случае невозможности закончить судебное разбирательство в срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения срок применения меры пресечения может быть продлен каждый раз на срок до 2 месяцев. Поэтому срок домашнего ареста в отношении Джеенбекова продлевался каждый раз на два месяца.
Последний раз постановлением Первомайского районного суда г. Бишкек от 10 марта 2021 года срок домашнего ареста был продлен до 11 мая 2021 года. Затем, а именно 14 апреля 2021 года, суд своим постановлением приостановил производство по делу в связи с назначением судебно-медицинской экспертизы в отношении другого фигуранта уголовного дела.
11 мая 2021 года истек срок домашнего ареста, избранного в отношении Равшана Джеенбекова. После этого срок меры пресечения не продлевался. Это означает, что начиная с 12 мая 2021 года Равшан Джеенбеков не находился под домашним арестом и не должен был соблюдать ограничительные условия домашнего ареста.
4 августа 2021 года в Первомайский районный суд через канцелярию поступило ходатайство от государственных обвинителей Малаева А. С. и Умурзакова Ж. И. об изменении в отношении Равшана Джеенбекова меры пресечения. В обоснование своего ходатайства прокуроры указали, что Джеенбеков неоднократно нарушал условия домашнего ареста: в период с 24 мая 2021 года по 03 августа 2021 года неоднократно выезжал за пределы города Бишкек; 28 июля 2021 года в 00:31 часов в ночное время прогуливался в бульваре Эркиндик города Бишкек.
5 августа 2021 года судья Первомайского районного суда города Бишкек Азирет Медеров рассмотрел ходатайство с участием прокуроров Малаева А. С., Умурзакова Ж. И. и Киязова А. К., обвиняемого Равшана Джеенбекова и его адвокатов Замирбека Жоошева и Разака Ашимбаева. По итогам судебного заседания суд пришел к выводу о том, что в период с 24 мая 2021 года по 3 августа 2021 года и 28 июля 2021 года в 00:31 часов Джеенбековым были нарушены условия ограничения, связанные с домашним арестом. В этой связи суд постановил удовлетворить ходатайство государственных обвинителей, изменить в отношении обвиняемого Равшана Джеенбекова домашний арест на заключение под стражу с содержанием в Учреждении №21 Государственной службы исполнения наказания при Министерстве юстиции Кыргызской Республики на срок до 5 октября 2021 года.
Следует отметить, что согласно части 7 статьи 293 Уголовного процессуального кодекса Кыргызской Республики срок применения меры пресечения не продлевается, если судебное разбирательство было приостановлено на основании частей 5, 6 статьи 291 настоящего Кодекса. А в частях 5 и 6 статьи 291 речь идет:
- об обращении с запросом в Конституционную палату Верховного суда по вопросу о конституционности закона, подлежащего применению;
- о назначении по делу экспертизы.
Таким образом, срок меры пресечения не продлевается, если, как в нашем случае, судебное разбирательство приостановлено в связи с назначением экспертизы.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 98 Конституции Кыргызской Республики Пленум Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны для всех судов и судей Кыргызской Республики. В пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда №16 от 13 сентября 2019 года «О практике применения судами уголовно-процессуального законодательства о проверке законности и обоснованности задержания и мерах пресечения» говорится следующее: «Разъяснить судам, что в случае приостановления судебного производства по основаниям, указанным в п. 3, 5 и 6 ст. 291 УПК КР, в резолютивной части постановления необходимо указывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу сохраняет свое действие до возобновления производства по делу».
Из вышеприведенных положений действующего законодательства Кыргызской Республики следует, что с момента приостановления судебного производства до возобновления производства по делу сохраняет свое действие лишь один вид меры пресечения – это заключение под стражу. И то суд обязан четко прописать об этом в своем постановлении в целях предупреждения обвиняемого. А по другим мерам пресечения срок не продлевается, поэтому они перестают действовать в жизни подозреваемого/обвиняемого с момента истечения срока, на который были применены судом.
При таких обстоятельствах мы считаем, что судья А. Б. Медеров своим постановлением от 05.08.2021 года злоупотребляя своим должностным положением незаконно лишил свободы обвиняемого Джеенбекова Равшана Бабырбековича, тем самым грубо нарушил положения Конституции и иных Кыргызской Республики, а также Кодекса чести судей Кыргызской Республики.
Так, судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам (ч. 1 ст. 96 Конституции КР).
Согласно статье 51 конституционного Закона «О статусе судей Кыргызской Республики» судья обязан, кроме прочего, неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи; соблюдать требования Кодекса чести судей Кыргызской Республики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи.
В соответствии с Кодексом чести судьи Кыргызской Республики:
- судья при осуществлении правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина является главной задачей деятельности суда (ст. 5);
- судья не вправе использовать свое положение и свой статус в личных целях и для преимущественного удовлетворения интересов кого бы то ни было вопреки закону (ст. 6);
- судья при исполнении своих обязанностей обеспечивает равное отношение ко всем сторонам судебного дела, в соответствии с законом учитывает их интересы (ст. 8)».
"Our party will support Pedro Sanchez for presidency in Socialist International", - Temirlan Sultanbekov
Популярные
Важные
Выбранная дата: