Арест Орозайым Нарматовой. Комментарий Института Медиа Полиси

Арест Орозайым Нарматовой. Комментарий Института Медиа Полиси

Институт Медиа Полиси (ИМП) дал развернутый комментарий по факту и обстоятельствам задержания активистки политической партии "Бутун Кыргызстан" Орозайым Нарматовой. Изучив пресс-релиз с объяснениями МВД, юристы ИМП отмечают следующее: 

В кыргызском законодательстве НЕ предусмотрены такие понятия, как

  • «тенденциозное освещение общественно-политического процесса»,
  • «необоснованная критика в адрес политического руководства страны»,
  • «протестный потенциал»,
  • «негативный отзыв и дискредитация деятельности властей КР».

Фактически, все перечисленное составляет наше право на свободу слова и мнения.

Статья  313 «Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни)» Уголовного кодекса КР не направлена на защиту власти от критики. Статьи, предусматривающей защиту власти от критики, в нашем законодательстве ВООБЩЕ НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.

Конституция КР гарантирует каждому право на свободу мысли, мнения, слова и печати. Вмешательство в это право допустимо, только если ограничение преследует конкретные, прописанные в основном законе, цели: защита национальной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. А критика и обсуждение действий властей не несет угрозу национальной безопасности, общественному порядку, общественному здоровью и нравственности населения, а также правам и свободам других лиц. В этой связи, еще раз подчеркнем, что критика власти никак не может быть иметь признаков возбуждения региональной вражды. 

Критика власти - неотъемлемое и обязательное условие для демократического развития государства. 

Трудно представить себе человека без права человека выражать идеи, убеждения или интересы, а также выслушивать высказывания других и таким образом формировать свое мнение. В этом контексте, нельзя запретить человеку думать, говорить и критиковать, не ущемляя его человеческое достоинство, как гласит кыргызская пословица «Баш кесмек бар, тил кесмек жок» ("Можно отрезать голову, но не язык", - перевод редакции) . Поэтому каждый человек в нашей стране имеет право на собственное мнение о происходящих вокруг событиях, даже если это мнение не соответствует объективной действительности или точке зрения других лиц.

С другой стороны, критика действий госорганов - это возможность для самой власти обратить свое внимание на злободневные вопросы, волнующее население, услышать альтернативную точку зрения, в том числе чтобы сопоставить и проверить достоверность информации, исходящей от исполнителей на местах.

На самом деле, обратная связь - крайне необходима для принятия эффективных решений так как позволяет получить полноценную картину с разных сторон и, соответственно, такой подход приведет к улучшению работы госорганов.

Таким образом, право на свободу слова имеет существенное значение для власти, нацеленной бороться с коррупцией и правонарушениями, продвигать надлежащее управление и надзора, а также заинтересованной в участии граждан в управлении государством.

Хотелось бы напомнить также, в этой связи, что хотя все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и праве на свободу слова, вместе с тем, «политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Публичные лица открыты для освещения их слов и поступков». Об этом говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда КР от 13 февраля 2015 года № 4 «О судебной практике по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации».

Разумеется, согласно Конституции каждый гражданин имеет право на защиту чести и достоинства (ст.29) и распространение такой информации является основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности. Более того, в кыргызском законодательстве есть и спорное исключение, предусмотренное абзацем вторым статьи 4 Закона КР «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики»: в случаях распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента Кыргызской Республики, Генеральный прокурор КР обязан с согласия Президента Кыргызской Республики обратиться в суд за защитой его чести и достоинства, с предварительным согласованием суммы морального вреда.

То есть если Президент посчитал, что то или иное высказывание в его адрес не соответствует действительности и порочит его, то он имеет право обратиться в суд за защитой своей чести, а суд должен открыто и всесторонне рассмотреть данный иск и принять справедливое решение.

В заключение хотелось бы отметить, что как показывают свежие исследования, сегодня людей волнуют такие проблемы как БЕЗРАБОТИЦА, ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ, КОРРУПЦИЯ, БЕДНОСТЬ, ВОПРОСЫ ГРАНИЦ и многие другие насущные социальные темы. И граждане имеют права обсуждать и задавать вопросы, чтобы узнать, как избранная ими власть эти проблемы решает. Граждане имеют право высказывать в этой связи свое мнение и выражать критику за действия/бездействия властей. И именно, решение проблем, которые заботят граждан, должно составлять деятельность госорганов, а не преследование людей, критикующих власть.

Институт Медиа Полиси, 10 сентября 2021 года. 

Алмазбек Атамбаев опроверг информацию о каких-либо договоренностях с казахстанским оппозиционером Мухтаром Аблязовым
Главная новость

Алмазбек Атамбаев опроверг информацию о каких-либо договоренностях с казахстанским оппозиционером Мухтаром Аблязовым