23.12.2018 20:00

Асель Кодуранова о смещении с должности, противостоянии между бывшим и нынешним президентами

Асель Кодуранова о смещении с должности, противостоянии между бывшим и нынешним президентами

Смещение с должности вице-спикера Асель Кодурановой лидер фракции СДПК Иса Омуркулов назвал ротацией, что в переводе на обычный язык означает «просто так захотелось». Что происходит в Жогорку Кенеше, как конфронтация между бывшим и нынешним президентами отражается на законодателях, обсудили в студии «Вечера новостей» телеканала «Апрель» с самой Асель Кодурановой.

- Смещение вас с должности вице-спикера имеет исключительно политические мотивы, и все решения, спущенные сверху, как мы видим, сейчас принимаются большинством, один-два человека голосуют против. Против решения о смещении вас с должности проголосовали 20 депутатов. Как вы думаете, с чем это связано?

- Сама процедура отзыва была неправильная. И сам процесс голосования тоже был неправильным, потому что раз вице-спикер, торага и сам спикер парламента избираются по бюллетеням, то и отзыв тоже должен был быть по бюллетеням. Видимо, боязнь того, что этот вопрос не пройдет и вызвал то, что мы сегодня получили, то есть заявление лидера фракции Омуркулова о том, что вопрос вносится и о том, что сразу же предложили голосование по электронному тайному методу. Это все сработало. И я не обвиняю своих коллег, потому что многие из них бизнесмены, и у них есть личные интересы какие-то. То, что мы получили, то и получили.

Я ни в коем случае не в обиде, потому что год назад они меня очень хорошо поддержали, доверили мне быть вице-спикером. Я старалась достойно исполнять возложенную на меня ответственность, потому что вице-спикерство – это не когда ты сидишь наверху в президиуме и руководишь депутатами. У вице-спикера очень большая ответственность. Во-первых, это и внутренние бумаги, документы, во-вторых, представлять Жогорку Кенеш не только в стенах парламента, но и вне его стен и за пределами Кыргызстана, причем делать это на высоком, должном уровне, чтобы к нам тоже относились так, что в КР лидеры, руководители - люди образованные, знающие и достойно себя ведущие.

- Возвращаясь к Исе Омуркулову, мы видели вашу открытую, публичную перепалку. А лично вы с ним обсуждали этот вопрос?

- Лично мы это не обсуждали, потому что если бы этот вопрос был лично ко мне адресован, если бы Иса Шейшенкулович меня пригласил и сказал, что такая ситуация есть, конечно, я не держалась бы за это.

Сегодня нельзя удивляться. Сегодня ты - вице-спикер, завтра – простой депутат, послезавтра ты – спикер, завтра – просто депутат. Президенты уходят, премьеры, министры уходят. Это не трагедия. Ее надо просто воспринимать нормально, это процесс. Жизнь не стоит на месте. Все движется вперед.

- Политсовет СДПК неоднократно давал рекомендации о том, что Ису Омуркулова необходимо снять с поста лидера фракции. Этот вопрос хоть раз поднимался?

- Меня, к сожалению, тогда не было. Ирина Юрьевна [Карамушкина] пыталась этот вопрос внести, но там тоже произошла перепалка. В тот день она покинула заседание фракции, и я тоже больше не участвовала во фракциях, потому что, во-первых, я в командировках была, по деятельности вице-спикера я была не очень свободна тогда, но этот вопрос больше не поднимался, и поднимать его сегодня больше нет смысла.

- В целом, какая сейчас обстановка во фракции СДПК?

- Фракция разделилась на две, причем мы представляем меньшую половину - тех, кто активно работают и с председателем партии, и с самой партией. Вторая половина сидит и …

- Вы согласны со своим коллегой Алтынбеком Сулаймановым, с его мнение о том, что в парламенте сидят одни подхалимы?

- Может быть, у Алтынбека Турбаевича есть свои причины это говорить. Но считаю, что мой отзыв, причем нарушенный, где все пункты регламента были нарушены, по итогам голосования мы получили то, что есть, поэтому говорить, что все подхалимы, я не могу, но, конечно, не без этого. Потому что я не могу обвинять своих коллег, что они все подхалимы. Каждый решил по совести.

- Сейчас в обществе складывается достаточно устойчивое мнение о том, что центром принятия решений в Жогорку Кенеше стал кабинет Асылбека Жээнбекова – брата президента. Сам президент это опровергает и более того, заявил о том, что его брат даже боится приходить в ЖК, чтобы не развивать эти слухи. На самом деле, эти слухи имеют какую-то почву под собой?

- Я только слышу, что это слухи, поэтому я не могу сказать, что это имеет место. Правда, я один раз обращалась к Асылбеку Шариповичу по одному вопросу, но тогда он мне четко дал понять: «Асель Союзбековна, вы - вице-спикер и можете это сами решить, и я не буду вмешиваться, потому что меня завтра обвинят, что я как брат президента Бакиева, как Жаныш Бакиев, вмешиваюсь в дела». Поэтому у нас больше насчет этого разговора не было. И в принципе, это все на уровне слухов, а конкретные факты я сама не видела.

- У депутатов сейчас есть возможность каким-то образом абстрагироваться, отстраниться от этого противостояния бывшего и нынешнего президентов и просто нормально работать? Реально, то, что мы сейчас видим, что в парламенте, пять-шесть депутатов, которые просто пашут, не обращая внимания ни на что. Такая возможность есть, или все-таки все как-то завязаны на этом противоречии?

- Сложный вопрос. Это каждый депутат должен решить для себя, как ему работать. Сказать за всех не могу, я выбрала свой путь, как мне надо работать, кто-то выбрал другой путь, поэтому я не могу сказать. Это должен решить каждый депутат. Это сложно.