14.06.2018 18:17

Азим Азимов об ала качуу: Проблема не в том, кто похищает, а кто помогает удерживать девушек

Азим Азимов об ала качуу: Проблема не в том, кто похищает, а кто помогает удерживать девушек

Президент потребовал жестко наказать виновных, а премьер озадачился вопросом, как в Кыргызстане изменить отношение к проблеме похищения невест. В студию «Вечерних новостей» на телеканале «Апрель» пригласили известного в стране блогера, PR-специалиста и продюсера Азима Азимова. Он снял короткометражный фильм на тему ала качуу. И так получилось, что выход картины совпал с тем, что случилось с девушкой Бурулай (убитая похитившим ее несостоявшимся женихом. - Прим. April.kg).

- Ваш 14-минутный фильм берет за душу. Как известно, картину вы посвятили памяти Бурулай, но и снимать начали задолго до этой трагедии.

- Действительно, это так. Мы сняли свой фильм еще в марте, но одно дело снять, а другое - смонтировать и подготовить его к выпуску. Это заняло определенное время. И как раз к моменту, когда фильм был готов, произошла эта трагическая история. Поэтому мы с самого начала говорим, что не хотим вводить людей в заблуждение. Этот фильм не по истории жизни Бурулай, но посвятили мы его памяти этой девушки. Даже тот момент, когда мы снимали фильм, и то, как к такому явлению, как похищение невест, относятся сейчас – это совершенно две разные ситуации. Мы думаем, что ситуация трагическая, но это, наверное, лучшее время, чтобы обратиться к нашему народу и сказать, что похищения пора прекратить.

- Фильм называется «Похищение», но первоначально вы хотели его назвать «Перешагни порог». В вашем фильм «порогом» выступает пожилая женщина. В Кыргызстане, у восточных народов нельзя перешагивать через мать. Ваш герой – сосед героини Ажар взял на руки похищенную девушку и перешагнул сам. Расскажите о смысле, об идеологической составляющей этого момента. Почему переименовали ленту?

- Действительно, фильм изначально, даже когда мы прописывали в рабочем режиме, он назывался «Перешагни порог». Под порогом мы с одной стороны в буквальном смысле подразумевали бабушку, которая лежит на пороге и, как вы правильно заметили, в нашей культуре не принято перешагивать через людей в принципе, не говоря о пожилых. Но метафорично значение этого названия в том, что, перешагнув через бабку, мы должны перешагнуть через эту дикую традицию похищения девушек и принуждения их к браку и перейти в уже новое, более разумное состояние. Поэтому мы придумали такую концепцию.

Вы знаете, на самом деле я себя не считаю режиссером. Не хотел ставить свое имя в конце, что режиссер Азим Азимов, но потом я это сделал специально для того, чтобы люди знали, что это моя позиция. Я хочу сказать, что через бабушек в подобной ситуации надо перешагивать. И я ожидал, что, возможно, будет какая-то негативная или провокационная реакция в отношении именно этой сцены, и, как гражданин страны, я хотел твердо стоять и показать свое имя: да, это мои убеждения, я готов за них отвечать.

- Ну, через такую бабушку можно перепрыгнуть и переступить, есть она является соучастницей преступления, когда ломаются судьбы молодых девушек. Истории Бурулай и героини вашего фильма практически схожи, но у вас она со счастливым концом. Но в целом по тем моментам, в частности где показано отношение правоохранительных органов к этой проблеме: ним пришли за помощью, их нет на месте, потом человек звонит на телефон милиционера, а тот удивляется: «Это разве преступление?», истории похожи. В этом смысле вы тоже хотели, наверное, дать понять, что силовые органы на проблему не обращают соответствующего достаточного внимания.

- Вы знаете, когда наш главный герой, роль которого исполняет Уланбек Султангазиев, говорит: «А что похищение девушек, разве не преступление?», удивительным образом, эта фраза на самом деле является импровизацией. Ее в таком виде в сценарии не было. И когда Уланбеку необходимо было изображать разговор с милицией, у него эта фраза вырвалась и очень органично легла в этот фильм, и мы решили ее оставить. И удивительно то, что по прошествии трех месяцев эта фраза является чуть ли не самой знаковой для нашей ленты.

Многие делают нам замечания, почему милиция в фильме, приходя на место преступления, не скручивает этих ребят, которые похитили девушку, а здоровается с ними за руку. Я принимаю эту критику. Но случай с Бурулай, эта трагическая история на самом деле, как мне кажется, изменила всю страну, наше отношение к похищению невест. Если бы мы снимали фильм сегодня, мы бы дали зрителю удовольствие скрутить этих ребят. Но правда такова, что и по сей день, и тем более раньше, в наших селах милиционеры очень хорошо знают местных ребят. Буквально на днях были озвучены данные исследования, согласно которым 64 процента милиционеров не считают похищение невест преступлением. При съемках фильма у нас не было какого-то замысла отдельно осветить работу милиции при выявлении фактов похищения невест. Но сегодня, глядя на этот фильм, мы видим, какая серьезная проблема у нас в стране и что силовые органы, которые должны бороться с ала качуу, их тоже необходимо в этом вопросе просвещать.

- Вы сказали о том, что сознание людей меняется. Когда случилась трагедия с Бурулай, об этом говорили все телеканалы, писали все газеты и сайты, но через неделю в центре Бишкека молодой человек похитил девушку. Женские организации и правозащитные объединения давно уже бьют тревогу об этой проблеме. Но она была и есть до сих пор. Мы по-прежнему живем как в средневековье, хотя у кыргызов такой традиции ведь не было никогда. Да, было умыкание невест, но это происходило по обоюдному согласию. Если девушка сильно хотела выйти замуж за своего любимого человека, то они находили способ, и происходило единение, создание маленькой семье. Как вы считаете, что сейчас можно изменить? Ведь в основном вся проблема в нас, мужчинах.

- Я, к сожалению, не этнограф и мне сложно судить об исторической перспективе. Но, как мне кажется, одна из главных проблем не в том, кто похищает, а кто помогает удерживать девушек, в том, что в нашей стране, к сожалению, верховенство права - это та вершина, к которой мы должны стремиться. У большинства ребят, которые идут на похищение, и у женщин, которые потом удерживают этих девушек, у них в голове еще нет представления о неотвратимости наказания. В каком-то смысле знаковой является трагическая история с Бурулай, потому что сегодня мы видим, что милиционеров, руководителей милиции, где все это произошло, уволили, возбудили уголовные дела. И если этот случай, как символический и показательный, установит, что все-таки похищение невесты, не говоря уже об убийстве, это преступление, за которым следует обязательно наказание, мне кажется, после этого последуют исправление и изменения. Отправной точкой для изменений станет именно этот случай. Мне сложно сказать, кто виноват, женщины или мужчины, но наш фильм мы снимали как некое обращение к мужчинам. Даже песня, которую девочки поют - если у зрителей будет возможность посмотреть наш фильм - это женский гимн, который обращен не в пустоту, а именно к мужчинам, что они должны, конечно, остановить насилие в отношении женщин.

- Есть участие в этом деле и женщин. В вашем фильме женелер, женешки – мамы парня - они же все соучастники. И получается, что сознание должно измениться не только у мужчин, но и у женщин. Зачем доходить до этого, если у ее сына не получается наладить и выстроить отношения с девушкой и нормально жениться?

- Знаете, в народе есть такая фраза: «Все мы так пришли, мы привыкли, и ты привыкнешь». И она стала уже настолько затертой, притчей во языцех, но где-то это правда. Когда изображали тетушек и бабушек, мы у себя тоже, как сценаристы, закладывали идею о том, что они, скорее всего, пришли подобным путем, и они тоже являются заложниками этой системы. Конечно, мы можем обвинять всех и вся, но, к сожалению, насилие порождает насилие, и если цикл не разорвать, то винить друг друга можно бесконечно.