Чолпон Джакупова о Кой-Ташских событиях: Народ не удовлетворен результатами расследования
Чтобы рассмотреть Кой-Ташские события с разных точек зрения, мы пригласили на интервью эксперта-юриста, директора общественного фонда «Правовая клиника «Адилет» Чолпон Джакупову. Вместе мы проанализировали юридическую сторону произошедшего 7-8 августа в доме Атамбаева, а также итоги работы госкомиссии по расследованию событий.
Штурм дома Атамбаева был законным?
Мы не можем говорить, насколько это было законно или незаконно. Очевидно, это было [штурм] на основании каких-то предписаний - либо на основании решения суда, либо, как они говорят, было постановление следователя МВД. Хотя мы так и не видели это постановление.
Вся проблема заключается в организации работы по задержанию. При проведении этой операции, на мой взгляд, были множественные нарушения. Поэтому 8 августа 2019 года Жогорку Кенеш принял решение о создании госкомиссии. Жогорку Кенеш мог организовать депутатскую комиссию, но госкомиссии он не мог организовывать.
В свою очередь, в сентябре в адрес тогда действующего вице-премьер-министра Разакова, который возглавлял эту госкомиссию, мы направили вопросы, касающиеся проведения операции в Кой-Таше.
Там было огромное количество вопросов, и мы попросили, чтобы государственная комиссия при даче оценки событий по штурму в Кой-Таше дала ясные и четкие ответы на поставленные вопросы. И если бы госкомиссия в своем заключении ответила на эти вопросы, они отпали бы уже в то время. Но госкомиссия не ответила на поставленные вопросы, и, как обычно, они дали заключения необъективные, чрезвычайно политизированные, и во многом это было связано еще и с составом государственной комиссии.
Кстати, первый блок вопросов касался именно процесса формирования состава государственной комиссии, потому что в первом варианте туда даже вошел Турсунбек Акун – человек, который привлекался по делу Батукаева. И он должен был давать оценку действиям. Атамбаев в то время проходил по делу Батукаева, поэтому тут прямой конфликт интересов.
В составе госкомиссии было много людей, у которых присутствовал конфликт интересов. Мы это отметили в своем сопроводительном письме. После нашего заявления Турсунбек Акун вышел из состава госкомиссии, но многие остались.
Большинство вопросов так и не нашло отражения в ответах заключения госкомиссии.
Относительно операции. Мы задавали вопросы точечные, профессиональные, чисто юридически, исходя из опыта, по которому достаточно хорошо знаем положение спецподразделений «Альфа», потому что мы вели дело по Апрельским событиям, а там нашими подзащитными были офицеры «Альфы». Поэтому мы хорошо знаем, чем должны «альфовцы» заниматься, пределы полномочий и так далее.
Часть наших вопросов касалась именно проведение непосредственно операции. Мы задавали вопросы:
- кем планировалась эта спецоперация;
- кто руководил;
- каковы были пределы полномочий;
- чем были вооружены сотрудники спецподразделения «Альфа»;
- насколько они имели право применять оружие;
- использовали ли они резиновые пули.
Мы стали задавать вопросы, почему спецподразделение «Альфа» было привлечено - спецподразделение привлекается только в режиме чрезвычайной ситуации. Приказ об этом может принимать только руководитель ГКНБ. В 2010 году так и было, Суталинов (2006-2010 гг. председатель ГКНБ КР – прим. ред.) давал приказ. Здесь же вообще непонятно было, почему спецподразделение «Альфа» привлекается в операции по уголовному делу, которое ведется сотрудниками МВД, и почему простой следователь МВД дает предписание сотрудникам спецподразделения «Альфа». На каком основании? Чтобы вывести из-под подозрения руководство МВД и ГКНБ в лице Джунушалиева и Опумбаева, госкомиссия ответы не представила.
Я считаю, что заключение госкомиссии по расследованию событий в Кой-Таше было поверхностным, непрофессиональным, необъективным и чрезвычайно политизированным. Прошло два года, но народ не удовлетворен результатами расследования по Кой-Ташским событиям. Народ и не успокоится, пока не будет поставлена точка, объективная оценка не будет дана.
Считаю, что операция была проведена крайне непрофессионально, и основная вина лежит не на сотрудниках спецподразделения «Альфа», основная вина лежит на руководстве – людях, которые планировали эту безграмотную операцию, которые применили неправильную тактику как при проведении этой спецоперации, так и при проведении переговоров с экс-президентом Атамбаевым.
Обвинения в отношении в Курсана Асанова, который якобы превысил свои полномочия, все время фигурировал какой-то пластиковый пакет, и так далее… Но в уголовном деле доказательств вины до сих пор нет, все надуманно, и, наверное, поэтому до сих пор и у простых граждан много вопросов. Сколько граждан пострадало, следствие так и не установило, ущерб не был восстановлен, расследование было проведено тяп-ляп, для покраски.
Я в свое время говорила, дело по Кой-Ташским событиям долгоиграющее, вопросы будут подниматься и через 5 лет, и через 10 лет. Как, например, сейчас по «Кумтору», как по Апрельским событиям, как по Июньским событиям. Вовремя точку не поставили, объективное расследование не было проведено. Опумбаев и Джунушалиев провалили эту операцию и, фактически, подставили офицеров спецподразделения «Альфа» и нанесли невосполнимый ущерб жителям села Кой-Таш.
Состав госкомиссии выглядел следующим образом - открыть по ссылке.
Вопросы общественного фонда «Правовая Клиника «Адилет» для объективной оценки событий, имевших место в селе Кой-Таш 7-8 августа.
"Our party will support Pedro Sanchez for presidency in Socialist International", - Temirlan Sultanbekov
Популярные
Важные
Выбранная дата: