22.05.2018 16:31

Институт Медиа Полиси об инциденте с «Бета Сторес 2» и правах журналистов

Институт Медиа Полиси об инциденте с «Бета Сторес 2» и правах журналистов

Институт Медиа Полиси провел анализ инцидента и прав журналистов, поводом для проведения которого стало нападение сотрудников супермаркета «Бета Сторес-2» на журналистов телеканала «Апрель», произошедшее 16 мая 2018 года. Его результат организация опубликовала на своей странице в Интернете. В своем материале правозащитники ответили на самые часто возникающие вопросы, с которыми сталкиваются в работе журналисты.

Сотрудники «Бета Сторес 2» выгнали журналистов ТРК «Апрель» во время съемки передачи «Не сахар». Журналисты пытались заснять продуктовые прилавки гипермаркета. Позже пресс-служба ГУВД города Бишкека сообщила, что по данному факту возбуждено уголовное дело по статьям 167 («Грабеж») и 234 («Хулиганство») УК КР.

- Гипермаркеты - это частная собственность, значит, нужно разрешение администрации?

- Не совсем верное утверждение. Во-первых, гипермаркеты как улицы, стадионы, парки, общественный транспорт, дворы, подъезды, а также лестничные клетки относятся к публичным местам. Под понятием «публичное (общественное) место» следует понимать любое место, кроме мест частного пользования, куда беспрепятственно может попасть каждый желающий. Закон позволяет свободно проводить фото- и видеосъемку в публичных, общественных местах за некоторыми исключениями. И, во-вторых, никто не имеет права ограничивать доступ журналиста к общественно-значимой информации (в нашем случае речь идет о реализации продуктов питания).

- Какая информация относится к общественно-значимой?

- Хотя единого определения «общественно значимой информации» в законодательстве нет, ряд законов закрепляют ценность доступа к такой категории информации. Так, в Законе «О регламенте Жогорку Кенеша КР» указано, что «Общественный интерес - интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества». В Законе КР «О защите государственных секретов» (статья 4) говорится, что не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения законности госорганами должностными лицами, о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности. Согласно Закону КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» (статья 4), журналисту не может быть ограничен доступ к информации, представляющей общественный интерес, затрагивающий права, свободы и законные интересы граждан.

Из вышеуказанного следует, что под общественно значимой информацией следует понимать любые сведения, которые напрямую затрагивают права и законные интересы граждан (к таким можно отнести сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдении правил охраны труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью потребителей и других нарушениях законодательства).

- Значит, журналист может беспрепятственно снимать всех в публичных местах?

- Да, журналист имеет право проводить фото-  и видеосъемку, как публичного места, так и присутствующих там лиц за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Закон в целях охраны права на изображение гражданина предусматривает возможность использования изображения гражданина без его согласия, если это связано с требованиями суда или правоохранительных органов, если изображаемое лицо позировало за плату, либо фиксация изображения произведено в публичной обстановке. В противном случае изображение гражданина крупным планом без его согласия может стать основанием для судебного иска.

- Можно осуществлять съемку скрытой камерой?

- В Законе КР «О средствах массовой информации» существует норма, что журналист вправе производить записи с «использованием необходимых технических средств» только с согласия респондента (статья 20). Однако, как следует из статьи 20 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Это подтверждается и статьей 5 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста», где прописано, что согласие респондента при проведении съемки не требуется.

Очевидно, что использование скрытой съемки может быть обосновано в целях охраны общественного порядка, здоровья и безопасности граждан, предотвращения либо фиксации противоправных действий и прочих событий, направленных для защиты прав и свобод граждан (пункт 3), но не из обывательского любопытства. При этом журналистам необходимо предпринять меры против возможной идентификации других лиц, попавших в кадр случайно, либо в опознании которых нет нужды для защиты общественных интересов.