Канат Рыскулов о фильме «Айдин, бык, приставка»: Длинное название – креативный ход

Канат Рыскулов о фильме «Айдин, бык, приставка»: Длинное название – креативный ход

Кино – дело сложное, а написание сценария к самобытной авторской короткометражке, насквозь пронизанной культурой и бытом кыргызского народа, и того сложнее. За кадром остаются трудные моменты съемок, бессонные ночи и кропотливая работа над сценарием. Вот фильм выходит в массовый прокат, и кажется работа съемочной группы окончена. Но нет, впереди переживания о том, как картину воспримет публика, поймут зрители посыл или останутся равнодушны? Подобными вопросами задавался и молодой режиссер из Кыргызстана Канат Рыскулов. На телеканале «Апрель» 22 июня состоится премьера его кинокартины «Айдин, бык, приставка». Зрители уже в предвкушении, каким будет фильм? Незадолго до премьеры корреспондент April.kg побеседовала с автором кинокартины и узнала, что сподвигло режиссера на эту непростую работу.

- Это ваша первая работа в качестве режиссера?

- Это мой первый подобный труд, который не стыдно продвигать. До этого я создал документальный фильм о поэте, это была курсовая работа. Немного позже снял короткометражный фильм о самопознании. Работы получились выразительными, но загружать их в Интернет и предавать огласке я не стал.

- Кто был в съемочной группе и помог в реализации проекта?

- Фильм спродюсировал Арген Адил уулу – молодой медийщик. Мы с ним частенько обсуждаем разные сценарии, находим в них сюжетные «дыры» или откровенную фальшь. Мой сценарий ему понравился сразу. Помню, как впопыхах написал текст и дал ему почитать, ждал с волнением, пока продюсер бегал глазами по строчкам. Через несколько минут сказал: «Норм. Когда начнем?». Затем он собрал профессиональную съемочную команду, оговорил гонорары, я же в это время углубился в художественную часть сценария.

- Сколько времени ушло на работу над фильмом?

- Отсняли за четыре дня. В целом на 16-минутную работу ушло пять месяцев. Фактически у нас получилась короткометражка длиною в полгода (улыбается). Мне очень помогло то, что я подготовил карточки. Каждая сцена была расписана на листе клейкой бумаги. Я вычеркивал отснятые моменты, так что заранее представлял окончательный монтаж.

- Где будут показывать ленту - в кинотеатрах и на телеканалах?

- Премьера состоится на телеканале «Апрель» 22 июня. Было предложение сделать торжественную премьеру в одном из кинотеатров, но, как мне кажется, это слишком помпезно. Режиссерам важно сотрудничать с телеканалами – это двойная выгода. Я бы призвал всех авторов отдавать свои работы телеканалам после проката, а не прятать. Это глупо. Вы же не Скорсезе какой-нибудь, не Феллини.

- Если судить по трейлеру, то в фильме описана нелегкая история жизни подростка из села. О чем на самом деле кинокартина?

- Различных тем и конфликтов в фильме много, хотя, казалось бы, в 16 минут сложно уместить месседжи. Я старался показать трудолюбивых сельских детей, провести параллель с тепличными городскими. Также отдельной линией вырисовываются взаимоотношения отца и сына – конфликт поколений, показана детская психология и жестокость внешнего мира для подростков. Ведь всегда так бывает: самые четкие воспоминания и яркие впечатления врезаются в память именно с малого возраста.

- Откуда такое необычное название для картины «Айдин, бык, приставка»?

- Я мог назвать картину «Айдин» или «Приставка», но нужен был неповторимый ID, особая отличительная черта, иначе бы картина затерялась в потоке других фильмов. Каждый год в Кыргызстане снимают десятки кинолент, о многих зрители даже не слышали. А длинное название – креативный ход. Тем более сегодня в синематографе активна тенденция к длинным названиям. Вспомните хотя бы оскароносную кинокартину «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Звучит, не правда ли?

- Что вы хотели сказать устами своих героев?

- Даже после просмотра фильма образ отца главного героя многим покажется жестоким, но за внешней оболочкой скрывается глубинное – он всегда герой. В нашем случае папа смягчился и даже согласился продать быка, чтобы купить приставку для сына. По-моему, это отцовская любовь.

Вторая сверхзадача проекта – показать насколько человек склонен преувеличивать масштаб проблем. Вспомните себя в детстве. Например, если вы уронили вазу, кружку или что-то подобное. С каким страхом потом ожидали взбучки? Но вот к вам подошел отец и сказал: «Ничего страшного». То же самое происходит во взрослой жизни. Человеку кажется, что он в ужасной депрессии, уже ничего не поможет, но стоит взглянуть на трабл со стороны, сразу становится понятно – это не страшно.

- Это коммерческий проект? Каков его бюджет?

- Проект авторский, низкобюджетный, мы потратили около $600. Это крайне мало. Техника медиакомпании «СО» досталась бесплатно.

- Возможно ли, что вы когда-нибудь оставите журналистику и всецело будете заниматься кинематографом?

- Да, этот проект для меня как трамплин. Сейчас я на спуске, набираю скорость. А вот когда наступит прыжок, пока неясно. Журналистика научила меня структурированию сюжета, этого сложно добиться в одиночку, самостоятельно. А еще кинематографистам трудно вдолбить в голову как важны интершумы (естественный шум съемочной площадки) и лайвы (прямой, непосредственно передаваемый, транслируемый в «живом эфире», звук). Абсолютное большинство тех, кто только начинает заниматься видеопроектами, воображает: «Вставлю музыку и будет достаточно». Но нет, это не так. На ТВ этому учат наглядно.

- Кто ваши ориентиры в мировом и отечественном кино (режиссеры, сценаристы, актеры)?

- У меня огромный список must to watch. К сожалению, в этом списке местное кино идет где-то в хвосте. Пардон, но нас кормят некошерной дичью.

- Поделитесь творческими замыслами, которые планируете реализовать в ближайшее время.

- Сейчас у меня завал идей, их очень много, и это плохо. Многие умирают, не успев созреть до конца. У меня в голове «кладбище» мертвых идей. Есть один цельный план – фильм по мотивам книги «Охота на овец» Харуки Мураками. Планирую адаптировать сценарий под национальный колорит, но атмосфера останется той же. Ношу его в голове, пока там ему самое место (смеется).