22.01.2021 12:19

Коротко о главном. Отчет комиссии по расследованию ситуации с COVID-19 в пик пандемии

Коротко о главном. Отчет комиссии по расследованию ситуации с COVID-19 в пик пандемии

Сегодня в Бишкеке проходит заседание комиссии по расследованию ситуации с коронавирусом в пик пандемии. Отчитывают главы ведомств, медработники, пострадавшие и эксперты. 

Член межведомственной комиссии Айдай Турсунбекова заявила, что система здравоохранения была не готова к коронавирусу. 

Айдай Турсунбекова - дочь Чынабая Турсунбаева, одна из пострадавших от COVID-19, кого включили в межведомственную комиссию.

"Все решения штаба были сосредоточены на недопущении дальнейшего распространения коронавируса: массовая дезинфекция, закрытие школ, ограничения и так далее. Штаб совсем не рассматривал другой сценарий массового распространения. Многие страны ввели карантин, когда вирус распространялся среди населения для того, чтобы снизить нагрузку на медиков, одновременно проводилась работа по укреплению системы здравоохранения.

Третья версия протокола была готова в начале мая и утверждена 18 июня. Фармкомпаниям список был передан 1 июля. То есть для издания утверждения протокола Минздраву потребовалось 1,5 месяца. Третий клинический протокол сильно отличался от других, потому что туда были добавлены антикоагулянты. Во время беседы многие врачи признались, что основное обучение были по эпидситуации, а обучения по лечению практически не было. С четвёртым протоколом лечения та же ситуация – то есть протокол был подготовлен в августе и принят в сентябре".

Летом, по словам Турсунбековой, когда был пик коронавируса, Минздрав начал открывать абсолютно неподготовленные медучреждения.

"Включая госпиталь «Семетей», который занимает первое место по смертности от COVID-19, потому что там не было ни лабораторий, ни реанимации, ни качественных врачей. Потом, как признался один врач, туда набирали санитаров с биржи труда. Во многих медучреждениях лечили узкопрофильные врачи. Например, в Воронцовке лечили стоматологи, а в коридоре лежали кислородные концентраторы, потому что они не знали, как их использовать".

Член межведомственной комиссии Самат Асаналиев сообщил, что правительство закупило экспресс-тесты у китайской компании, у которой не было сертификата качества.

По его словам, закупили неэффективными тесты.

"Пандемия имела вирусную природу, во все медицинские учреждения закупались антибиотики, но никто не задумался о закупке других лекарств. Была пролоббирована закупка некоторых дорогих антибиотиков".

Он также отметил, что во время разгрома в ФОМС 7 октября были уничтожены только бумаги и цифровые носители.

"Посмотрите на фотографии, стоят принтеры, другое оборудование", - подчеркнул он.

Кроме того, во время пандемии было закуплено 13 единиц транспорта на общую сумму $764,9 тысячи. Одна машина обошлась где-то в $60 тысяч. 

"За $90 тысяч можно было купить вертолет, да, будет б/у. Но у нас 90% местности — это горы, вертолет нам нужен. Да, можете сказать, что закон о госзакупках не позволяет приобретать б/у технику, но у нас борт №1 б/у", - сказал он.