Наталья Кролевич: Молодые журналисты сегодня работают в страшно комфортных условиях

Наталья Кролевич: Молодые журналисты сегодня работают в страшно комфортных условиях

Одна из ярких звезд отечественного телевидения, журналист по образованию Наталья Кролевич 13 лет своей профессиональной карьеры посвятила работе диктором, телеведущей и авторским проектам на «Пятом канале». В настоящее время зрители видят ее в эфире нового телеканала «Апрель», где она является продюсером и ведет также прямые эфиры. Талантливый журналист, настоящий профессионал своего дела и разносторонняя собеседница подробнее рассказала о новых проектах, которые предлагает зрителям телеканал, и о своем взгляде на современное телевидение.

- Как удается успевать вести программы в эфире, готовить проекты, преподавать в вузе и оставаться заботливой мамой двух детишек?

- Никакого особого секрета нет. Когда наступает цейтнот и приходится от чего-то отказываться, я просто сопоставляю свои усилия и результат. Если речь идет о встрече по проекту, который будет прибыльным для канала и соберет большую телеаудиторию, то иду на эту встречу. Если проект требует больших временных, технических и человеческих ресурсов, а конечный продукт выглядит пока иллюзорным, то я возьмусь за него, когда буду свободна.

То же самое касается и моей работы в вузе. Когда я пошла преподавать на кафедру журналистики КРСУ, многие сочли это пустой тратой времени, учитывая скромный преподавательский доход. Но результат этой затеи себя оправдал. Я привлекла для работы на новом телеканале новые молодые силы, идеи, как говорится, свежую кровь. Самых талантливых студентов. Но если речь касается моих детей, то тут я ни капельки не карьеристка, поскольку они для меня на первом месте. И когда наступают выходные, я выключаю телефон, перестаю смотреть новости и погружаюсь в заботы о семье и детях. Да, скорей всего, это непрофессионально. Но это мой выбор.

- Почему вы выбрали работу именно на телевидении?

- Ни журналистом, ни ведущей я не собиралась становиться. В детстве я неплохо рисовала и раздумывала над двумя специальностями: художник-модельер или дизайнер интерьера. После школы успешно поступила в КАСИ (архитектурно-строительный, ныне КГУСТА). В этом вузе вступительные экзамены почему-то начинались в первую очередь. И я еще успевала подать документы в КРСУ. Журналистику выбрала очень сумбурно. Это, скорей, была попытка еще и тут проверить свои знания. И она оказалась столь же успешной. Конечно, мне сразу же захотелось попасть в телевизор, стать узнаваемой. Но, увы, все кастинги в молодежные телепрограммы я проваливала. Меня никуда не брали. И я решила, что это мое хобби, а призвание в чем-то другом. Работала на радио, сменила несколько газет, поработала даже в пресс-службе правительства Николая Танаева. Но уже на четвертом курсе я вела новости на канале КООРТ. И в этом здании мне суждено было проработать 12 лет. Да, я умею быть преданной.

- Насколько, на ваш взгляд, изменилось кыргызстанское телевидение за 13 лет вашего пребывания в этой сфере?

- В первой телевизионной редакции, где я начала работать, было четыре компьютера. Интернет был только на одном из них и безнадежно медленный. Чтобы напечатать свой текст в ворде, нужно было отстоять очередь из журналистов. И параллельно занять другую очередь – к большому видеомагнитофону для того, чтобы отсмотреть кассеты с отснятым материалом. Процесс монтажа был гораздо сложней и дольше. Молодые журналисты сегодня работают в страшно комфортных условиях. В этом их сила и слабость.

Наши первые материалы были интересными и самобытными, потому что мы писали их сами. Сейчас многим журналистам не чужда компиляция. Слишком много доступной информации в Интернете. Но определенно тележурналистика стала оперативнее.

О том, чтобы передавать тексты и видео в редакцию прямо во время заседания Жогорку Кенеша, мы могли только мечтать. В журналистских материалах появилось больше творчества, границы телевизионных жанров размылись, появились новые. Лично мне в сегодняшних условиях работать стало еще интереснее.     

- Вы смотрите телевизор вне работы, следите за тем, что делают коллеги по цеху из других каналов?

- Смотрю, конечно. Учусь у российских и западных коллег. Многое беру на заметку. В октябре 2017 года была в Москве на стажировке на телеканале RT (Russia Today). За те три дня, пока длилось обучение, мои подписчики в соцсетях, должно быть, устали от моих восторгов. Вернулась очень вдохновленная, с массой задумок и проектов. Отчасти все это вылилось в мое продюсерство на телеканале «Апрель». Новый канал, который даже в слогане мы определили, как свежий, требует именно свежих идей. Речь идет не о копировании чужих идей и проектов, а, скорее, о расширении границ привычных нам форм. Мы много лет делали новостные выпуски по одному и тому же шаблону. Так их делают все без исключения каналы страны. О том, что можно работать иначе, я даже не представляла, пока не увидела воочию. Новости на канале «Апрель» действительно другие. Это, скорее, информационное вечернее шоу.

- Как реагируете на речевые ошибки, допускаемые в эфире другими ведущими?

- Подозреваю, что очень раздражаю людей, когда начинаю брюзжать по поводу дикторских ошибок. Поэтому я давно взяла себя в руки и помалкиваю. Единственные люди, кому от меня достается на орехи по поводу чистоты речи, это студенты и мои дети. Ведь «я ложила» это как вирус. И если в садике «лОжат» и «звОнят», то домой мой старший ребенок тоже это принесет. А дома тут же подхватит и младший. А мама потом этот вирус «лечит». Монотонно повторяя, как правильно.

- Какой предмет вы преподаете, чему учите своих студентов?

- Сейчас я веду в КРСУ занятия только по одному предмету – «Мастерство телеведущего». Это не дисциплина, а, скорее, факультатив, такой кружок для журналистов-первокурсников. Старшим курсам я преподаю «Выпуск учебной газеты» и «Психологию ТВ-воздействия». Последний предмет мой любимый. Вместе со студентами мы разбираем, где информация, а где пропаганда, какие методы используют тележурналисты для того, чтобы убедить своего зрителя в чем-либо и как не стать жертвой этой манипуляции. Я учу студентов мыслить критически, иметь свое мнение и искать подтверждение, прежде чем безоглядно чему-то верить.

- Вспомним период вашей работы на «Пятом канале». Что скажете об этом времени?

- На нем я работала со дня основания 12 лет. Это самый творческий, насыщенный и увлекательный период моей жизни. Я провела огромное количестве телеэфиров как новостных, так и дискуссионных, что называется «без суфлера». Сняла несколько авторских проектов и документальных фильмов. Несколько сотен моих новостных сюжетов вышли в эфир, когда я была парламентским корреспондентов и журналистом президентского пула, политическим обозревателем и специальным корреспондентов. Кем я только не была на «Пятом канале». Есть даже памятное фото, где я, совсем девчонка, гримирую Феликса Кулова. Что-то не получилось, чем-то очень горжусь. Но, несомненно, как журналист и ведущая я состоялась именно на «Пятом канале». 

- Вам легко далось решение перейти на телеканал «Апрель»?

- Если бы мне предложили быть на нем только ведущей новостей, возможно, я стала бы думать. Все-таки новости я веду уже очень давно и подозреваю, что есть зрители, которые вполне справедливо возмутились бы: ну неужели нет новых свежих лиц на телевидении? Ложников предвидел мои сомнения и предложил стать продюсером нового канала. Такая творческая работа за кадром меня очень заинтересовала: много опыта и идей накопилось за последние годы, есть понимание, как все это можно воплотить. И очень важно, когда руководство дает карт-бланш в вопросах телевизионного контента. Но стоило мне узнать, каким будет формат новостей на «Апреле», как я буквально стала проситься в ведущие. Вечернее новостное шоу я еще никогда прежде не вела.

- Расскажите о новых проектах на телеканале. На какую аудиторию они рассчитаны?

- Мы не стали определять для себя какой-то конкретный зрительский сегмент, чтобы не ограничиваться рамками. Наша задача сделать так, чтобы «Апрель» смотрели люди самых разнообразных социальных и возрастных категорий. Попытаться заинтересовать новостями тех, кто привык просматривать информационные ленты только в Интернете. Увлечь книгами Айтматова тех, кто в лучшем случае вспомнит название пары произведений. Вдохновить изучать кыргызский язык тех, кто никак не решится или ищет себе оправдание, сетуя на сложность госязыка. Объяснить происхождение и ценность кыргызских традиции, рассказать историю древнего народа через судьбы Курманджан датки, Тоголока Молдо, Исхака Раззакова, Алыкула Осмонова, Аалы Токомбаева и других.