Очереди фур на границе с Казахстаном не исчезнут, пока на кыргызской таможне процветает коррупция

Очереди фур на границе с Казахстаном не исчезнут, пока на кыргызской таможне процветает коррупция

Перевозчики Кыргызстана стоят в очередях и терпят убытки. Правительство молчит. Поток машин из Казахстана в Кыргызстан движется в десять раз быстрее, чем в обратном направлении, сообщают очевидцы. Очереди из десятков большегрузов, пытающихся преодолеть казахстанский пост «Кара-Суу» («Ак-Тилек» в Кыргызстане) не исчезают уже несколько месяцев.

Казахстан усилил контроль за машинами, везущими груз из Кыргызстана в конце марта 2019 года. Каждое транспортное средство, перевозящее товар, подвергали тщательному досмотру, и время прохождения увеличилось в несколько раз. Спустя две недели правительство отрапортовало, что благодаря усилиям премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева и проведенным переговорам ситуация наладилась. Но, на самом деле, очереди не исчезли.

Пока власти Кыргызстана отрицают проблему, April.kg узнал мнение Евразийской экономической комиссии и экспертов Казахстана.



Татьяна Валовая, член коллегии Евразийской экономической комиссии:

«У наших стран есть возможность проверять, что у нас происходит на внешнем контуре. Если мы друг-другу полностью доверяем, то таких проблем не возникает. Если у нас недостаточно доверия на уровне национальном, значит нам надо плотнее сотрудничать. И Кыргызстан и Казахстан действуют в рамках договора. Но почему сложилась такая ситуация? Это нормальная ситуация. Мы молодая растущая организация. Главное делать правильные выводы из таких ситуаций».



Дулатбек Кыдырбекулы, доктор политических наук, аналитик (Казахстан):

«Наши [казахстанские] власти уже давным-давно задумались о безопасности своего рынка и теперь, думаю, находят какой-то повод придраться к завозимым товарам. Это моя точка зрения. Например, у нас в Алматы рынки заполнены товарами, в частности из Китая. И эти товары не всегда ввозятся через казахско-китайскую границу, они провозятся транзитом через Кыргызстан тоже. Это вызывает дополнительную подозрительность со стороны властей».



Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:

«По моему мнению, в основе конфликта лежит комплекс вопросов. Во-первых, защита внутреннего рынка от товаров китайского происхождения, попадающих на территорию единого экономического пространства по «черным» и «серым» схемам.

Во-вторых, защита единства правового поля в пространстве ЕАЭС. По этим двум пунктам Казахстан явно демонстрирует недоверие таможенным процедурам, реализуемым Кыргызстаном в отношении к китайским товарам. В-третьих, безусловно, присутствует и обостряется конкуренция между двумя странами за доходы, связанные с импортом и транзитом китайских товаров. Наконец, нельзя исключать и коррупционный фактор. Причем, как в отношении с китайскими поставщиками, так и с грузоперевозчиками.

Нормализация же ситуации на кыргызско-китайской (и, что не менее важно - казахско-китайской) границе невозможна без серьезных антикоррупционных мер, которые должны затрагивать не просто служащих на границе, а достаточно высокопоставленных чиновников, и выработки системы мер доверия, между странами-партнерами по ЕАЭС».
 



Жумабек Сарабеков, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Казахстана:


«Основная проблема заключается в контрабанде. За последние годы сложилась цепочка поставок, где Кыргызстан выступает как реэкспортный хаб, импортирует товары из Китая, зачастую с нарушением закона.

Эта проблема признается обеими сторонами. Казахстан пытался поспособствовать решению этой проблемы. Мы взяли на себя обязательства поставить технику, оснастить контрольно-пропускные пункты. Но, в прошлом году Кыргызстан, насколько мне известно, отказался от помощи, как раз в разгар политического кризиса.

Известна еще проблема коррупции на границе. Это и кыргызские наблюдатели отмечают. Нужно бороться и с коррупционным фактором, чтобы уменьшить контрабанду».

Сообщения о том, что партнеры по региону подозревают кыргызскую сторону в чрезмерной коррупции и контрабанде начали просачиваться в СМИ в начале апреля. О том, что ФСБ России намерено проверить «серые схемы» на границе, на заседании парламента сообщил депутат Жогорку Кенеша Руслан Казакбаев.