05.03.2020 16:39

Поправки в законопроект об НПО. Бурул Макенбаева об их значении, нарушениях при принятии и последствиях

Поправки в законопроект об НПО. Бурул Макенбаева об их значении, нарушениях при принятии и последствиях

Накануне, 4 марта, депутаты Жогорку Кенеша большинством голосов решили принять поправки в законопроект об НПО. Только девять депутатов были против реализации законопроекта, сто – «за».

Законопроектом предлагается ввести новый четвертый отчет для НПО, который должен включать в себя информацию об источниках формирования и направлениях расходования имущества НПО и ежегодно до 1 апреля публиковаться на сайте Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Юридический анализ же по данному законопроекту выявил множество правовых норм, не соответствующих Конституции и законодательству Кыргызской Республики.

Корреспондент «Апреля» разъяснил смысл поправок в законодательство и их возможные последствия у руководителем ОО «Психическое здоровье и общество», гражданского активиста Бурул Макенбаевой.

Кого коснется законопроект?

Этот законопроект, дискриминирующий неправительственные организации, коснется любых гражданских объединений. Некоторые думают, что это для отдельных [объединений], это всех некоммерческих организаций коснется.

Другими словами, политики ограничивают право граждан на объединение.

О процедурах закона

Жогорку Кенеш – это законодательный орган, у него есть регламент, который регулируется законом. Эти процедуры нарушены. В чем? Закон должен был обсуждаться прозрачно, и не только в одном комитете и сразу пойти на пленарное заседание. Как минимум в трех комитетах, и социальный не является главным. Да, он может пройти социальный, но главный – комитет по конституционному устройству, потому что это касается гражданских объедений.

Обращаюсь к председателю комитета по конституционному устройству, ответственному за регламент Канату Керезбекову.

Какой бы закон не принимали, это очень нехорошо, когда главный законодательный орган грубо нарушает закон. Это угроза государственности, когда страна превращается в балаган. На высоком уровне самый высокий законодательный орган нарушает законы. Это основание обращаться в суд. Это будет сделано, юристы сейчас обсуждают это.

Одним из ответственных, после спикера Жогорку Кенеша Дастана Джумабекова, будет Канат Керезбеков – доктор юридических наук.

О содержании закона

Среди всех организаций закон выделяет какие-то отдельные и им приписывает дополнительную отчетность. Это противоречит законодательству, потому что перед законом все должны быть равны. Это противоречит международным принципам, которые не должны обременять никакие организации, выделять и дополнительно обязывать к чему-то. Это есть дискриминация.

Обращаюсь к политикам и гражданам! Было бы хорошо, если бы мы подумали о прозрачности политических партий, потому что неправительственные организации и так отчитываются. Если бы мы плохо отчитывались, давно бы уже налоговая или соцфонд закрыли нас.

Почему они хотят менять закон и усиливать контроль? Потому что все отчитываются, многие организации делают отдельно аудит за свой счет, чтобы отчетность всегда была хорошей.

Они хотят обременить те субъекты, которые и без того прозрачные, но не хотят усиливать прозрачность там, где нет прозрачности или ее недостаточно, например, политические партии.

Кому это выгодно?

Вчера эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов сказал, что вся эта риторика вокруг этого закона – это слово в слово российская инициатива. Даже сказали для чего: потому что неправительственные организации громче всех, в свое время, выступали против Таможенного союза. Поэтому это не выгодно никому в нашей стране, даже этим же депутатам. Потому что завтра они пойдут на выборы и будут какие-то нарушения, они опять будут бегать к неправительственным организациям. Или даже если их будут преследовать, сажать в тюрьмы, это будут адвокаты, которые выросли в неправительственных организациях, их защищают. Это никому не выгодно в нашей стране.

Это в первую очередь не выгодно нашему президенту, потому что он собирается на встречу со структурами Евросоюза и ему обязательно будет указано на это.

Наша страна получает большую международную помощь. И это нехорошо – так поступать с партнерами по демократии.

Что намерены делать неправительственные организации?

Думаю, это люди не глупые. Они знают, что делают. Кто-то будет обращаться и писать письма... Некоторые [депутаты] сказали: «Я не знал и по ошибке проголосовал». Но есть основания встречаться с представителями Жогорку Кенеша в суде. И сейчас будет обсуждаться, как это делать.

К чему это может привести?

Очень серьезное нарушение, что на этот закон нет заключения правительства и комитета по бюджету. На любой закон должен быть анализ: как этот закон повлияет на бюджет. У нас бюджет и так в плохом состоянии, и если будет закон, удушающий неправительственные организации, понятно, что некоторые не захотят заниматься больше общественно полезной деятельностью.

В неправительственных организациях работают люди достаточно дееспособные. Они все имеют какую-то специальность – юристы, учителя. Я, например, врач. Мы всегда найдем, чем себя занять, если наша деятельность будет в таких ненадлежащих и дискриминируемых условиях.

Заключения правительства нет. Из трех комитетов, один очень важный – по бюджету, должен оценить, как это повлияет на экономическое состояние республики.

Неправительственные организации очень часто делают те функции и оказывают услуги таким уязвимым группам, на которых у правительства не хватает внимания. Например, лица с психическими расстройствами, у кого-то это дети-инвалиды. У неправительственных организаций очень широкая база. Все думают, что НПО – это те организации, что против Таможенного союза. Кто-то вообще не выступает против ТС, но их этот закон тоже коснется.

Очень большая социальная группа будет лишена этой помощи, перестанут поступать налоги, которые платит каждая неправительственная организация. Это тоже своего рода конкуренция, инвестиции, потому что деньги, которые привлекла НПО, могут прийти в наш бюджет, а могут уйти в Таджикистан или Узбекистан, например. Это всегда конкурентные ресурсы и их НПО привлекают для нашей страны. И этих ресурсов не будет, я уверена, что многие не захотят работать в такой несправедливой ситуации.