11.06.2018 11:09

Продюсер: Цель проекта «Не Сахар» не хайпануть, а объяснить зрителям о нарушении их прав

Продюсер: Цель проекта «Не Сахар» не хайпануть, а объяснить зрителям о нарушении их прав

Уже сегодня вечером на телеканале «Апрель» выйдет в эфир первый выпуск программы «Не Сахар». Программа имеет все шансы стать по-настоящему не сахаром для многих бишкекских магазинов. Вооружившись камерой, ее ведущий – известный блогер - будет тестировать магазинные полки на соответствие нормам Госсанэпидемнадзора. По закону этот орган не может осуществлять внезапные проверки магазинов. Санитарные врачи должны уведомлять заранее о своем визите в супермаркет и именно эта норма существующего закона серьезно снижает ответственность реализаторов перед потребителями за качество продуктов питания. Законное право журналиста собирать любую информацию, представляющую общественный интерес, и станет настоящим народным контролем. В беседе с April.kg продюсер канала Наталья Кролевич раскрыла некоторые подробности проекта и вспомнила самые напряженные моменты съемок.

- После вышедшего в соцсетях трейлера новой программы, где Эрулана буквально вышвыривает из супермаркета огромный охранник, пользователи начали писать, что проект станет аналогом российских «Ревизорро» и «Магазинно». Так это или нет?

- Чтобы судить, стоит посмотреть хотя бы один выпуск от начала до конца. Мы долго размышляли над форматом нового проекта и, честно говоря, от программы к программе он будет несколько трансформироваться. То есть на первые съемки ведущий Эрулан просто взял двоих операторов и отправился снимать первый попавшийся магазин. Естественно, все закончилось большим скандалом и вызванной милицией. А на следующий день разгневанная хозяйка магазина была уже в кабинете нашего юриста и грозилась подать в суд. Тогда и возникла мысль, что в программе обязательно должен быть показан врач Госсанэпидемнадзора. Понятно, что ведущий Эрулан немало знает о санитарных нормах, но все же экспертное мнение прибавит программе веса и солидности. В российских проектах ведущие, о которых вы упомянули, самостоятельно решают где в магазине или ресторане есть нарушения. Думаю, их основная цель - создать шоу, как говорится, «хайпануть». Мы же хотим компетентно объяснить зрителям, где нарушаются их потребительские права, и как можно и нужно их защищать. И в этом наше принципиальное отличие.

- Кстати, а кафе и рестораны вы будете проверять на соответствие санитарным нормам?

- Есть такие идеи, но не будем спешить. Сначала все выясним про магазины. И потом нам важно обезопасить себя от судебных рисков. Наверное, многие наши граждане сталкивались с тем, что администрация магазинов не разрешает проводить у себя съемку даже на телефон или фотографировать свой товар. Так вот прежде чем отправить в супермаркет съемочную группу, мы засели с юристом за изучение законов. Согласно существующему законодательству, журналист может собирать информацию, представляющую общественный интерес. А сведения о качестве и условиях хранения и реализации продуктов питания представляют общественный интерес? Несомненно. И потом территория, где осуществляется коммерческая деятельность, частной собственностью уже не является, а значит никакого запрета на съемку быть не может. А вот попасть в те помещения, где готовят кулинарию или рубят мясо, мы пока не можем. Увы. И прежде чем отправиться на съемки в кафе, необходимо так же тщательно подготовиться, изучить свои права и ответственность.   

- Пользователи соцсетей высказывают сомнения, не станет ли он коммерческим? То есть какие-то магазины вы будете снимать и находить там просроченный товар, а с других брать деньги и не показывать их, или показывать в лучшем свете?

- Вы знаете, когда мы только обсуждали идею проекта «Не Сахар», было очень много скепсиса. Масла в огонь подливал наш коммерческий отдел. Маркетологи крутили пальцем у виска и говорили, что мы потеряем рекламные контракты с крупными сетевыми магазинами. Причем раз и навсегда. Мы послушали их доводы и сделали по-своему. Решили снимать всех без исключения. Съемки в первом же крупном сетевом магазине закончились ужасным скандалом. Съемочную группу избили, сломали оборудование. По факту возбудили уголовное дело, а зачинщиков драки со стороны руководства магазина и охранного агентства закрыли в ИВС. Кстати, среди задержанных оказался сын владельца магазина, иностранный гражданин. Понятно, что на следующий день к нам на канал потянулась вереница с извинениями и подношениями. Мы напряженно думали, что делать со своими обидчиками и решили их… понять и простить.

Знаю, что многие в это не поверят, но я клянусь вам: мы ни сома не взяли со своих обидчиков. А разбитая камера так и стоит. Починим за свой счет. Те, кто в курсе этой истории, откровенно недоумевали – хозяин магазина легко мог бы оплатить корпоративный отдых всему нашему телеканалу в Анталии. Но мы честные и гордые. И будем таковыми.