12.04.2020 17:45

«Распространение слухов»: Могут ли меня задержать за пост в соцсети? Разбираем с юристами новую статью Кодекса КР о нарушениях

«Распространение слухов»: Могут ли меня задержать за пост в соцсети? Разбираем с юристами новую статью Кодекса КР о нарушениях

С введением в Кыргызстане сначала режима ЧС, а потом ЧП, Государственный комитет национальной безопасности начал планомерную борьбу с так называемыми «распространителями слухов о коронавирусе». Ежедневно пресс-служба ведовства сообщала о нескольких задержанных в разных регионах страны, высылая СМИ их фото и видео их раскаяний. Также поступают сигналы о давлении силовиков на пользователей соцсетей за определенные посты, в особенности, на врачей и их близких.

Вместе с экспертами правовой клиники «Адилет» и «Института Медиаполиси» «Апрель» решил разобраться, на что имеют и НЕ имеют права силовики в отношение пользователей соцсетей и мессенджеров, и как вам защитить свои права.

За что могут наказать?

1 апреля 2020 года в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях внесли статью 82.

Статья 822. Действия, направленные на нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения

Действия, направленные на нарушение правопорядка, либо действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, путем распространения недостоверной информации, совершенные в местности, где объявлена чрезвычайная ситуация, чрезвычайное или военное положение, влекут штраф 3 категории.

Штраф 3-й категории: для физических лиц - 55 расчетных показателей (5,5 тыс. сомов), для юридических лиц - 170 расчетных показателей (17 тыс. сомов).

 

Могут ли меня задерживать за пост в соцсети или сообщение в мессенджере? И при чем тут ГКНБ?

Нет, не могут. Кодекс о нарушениях не предусматривает задержание человека. ГКНБ может только выявлять нарушителей. И обязано передать материалы сотрудникам ОВД (У которых нет таких возможностей, как у ГКНБ, в части технического обеспечения). Только сотрудники ОВД имеют право вести производство по этим делам.

 

Должны ли правоохранительные органы доказать мне, что я своей публикацией нарушил общественный порядок и что информация действительно недостоверная?

Да, должны доказать. И первый и второй признаки необходимо установить. При составлении протокола милиционер должен уже иметь документы о том, что информация, которую вы распространили является недостоверной. То есть, должен заранее запросить у источника информации либо у лица, владеющего информацией, достоверные данные. При этом, неясно как смогут оценить нарушен ли общественный порядок и спокойствие физических лиц распространением недостоверной информации. Но доказательства этому должны вам предоставить.

 

А что, если недостоверную информацию я распространил не специально, а просто потому что не знал, что она недостоверная?

Статья 82 не указывает, что гражданин заведомо знал, что информация недостоверная. То есть, в данном случае, не важно -  умышленно вы распространили информацию или по неосторожности, знали или не знали о ложности информации. Отвечать по закону придется.

 

Имеют ли право сотрудники правоохранительных органов требовать от меня «извиняться перед народом» и записывать это на видео? И может ли эта мера использоваться вместо штрафа?

Статья 82 п.2 предусматривает только один вид ответственности – штраф в размере 5 500 сомов для физических лиц и 17 000 сомов для юридических лиц.

В законодательстве правового государства, коим является Кыргызстан, такое наказание как раскаяться в правонарушении не предусмотрено. Невозможно раскаяться и извиниться по принуждению. И извинение, и раскаяние могут быть исключительно как добровольное волеизъявление гражданина, несут в себе лишь этический элемент в признании своей неправоты и являются по законодательству лишь смягчающим вину обстоятельством. Раскаяние и признание в стенах правоохранительного органа чем-то напоминает «спасение душ» так называемых еретиков в средние века.

 

Имеют ли право ГКНБ или МВД распространять фото задержанного, его ФИО и населенный пункт, в котором проживает гражданин? И что мне делать, если я понес репутационные потери?

Право имеют, законом это не запрещено. Однако, в этих случаях нарушается принцип презумпции невиновности. Каждый человек, который считает, что были нарушены его права, может обратиться в суд в гражданском порядке за взысканием компенсации морального вреда, защитой чести и достоинства.

Что делать, если я не согласен с предъявленным обвинением и штрафом?

Если вы соглашаетесь с тем, что совершили нарушение и с протоколом, то сотрудник ОВД имеет право прямо на месте вынести постановление о наложении взыскания.

Если вы не согласны, откажитесь от подписания протокола и приложите к протоколу объяснения и замечания, а также изложите мотивы своего отказа подписывать протокол.  Свои объяснения и замечания Вы можете внести в протокол или на отдельном листе бумаге, указав при этом в протоколе, что письменные объяснения прилагаются.

Составленный протокол направляется в органы внутренних дел. Дело должно быть рассмотрено в течение 10 дней. По результатам выносится постановление. Если вы не согласны с постановлением, на него можно подать жалобу в районный суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления или получения его по почте.

При этом, если правоохранительные органы вышли за пределы своих полномочий, предусмотренных Кодексом о нарушениях, можно обратиться с жалобой в вышестоящие органы, прокуратуру или суд.

Гражданин, считающий, что было нарушено его право на свободу слова, может обратиться в Комитет по правам человека ООН.

 

Что делать, если информация, которую я распространил и за которую заплатил штраф, в итоге оказалось достоверной? (Просто сначала официально ее не подтверждали, а потом, допустим, подтвердили, а я уже заплатил штраф)?

Ничего сделать уже нельзя. В Кодексе отсутствует порядок и процедура поворота исполнения вынесенных актов уполномоченными органами.

В целом, эта статья вызывает у юристов очень много вопросов относительно соответствия Конституции, в особенности в части соблюдения принципа соразмерности ограничения свободы слова. Совершенно неясно, кто согласно закону должен будет устанавливать достоверность либо недостоверность распространяемых сведений и в каком порядке.

Законы с размытыми формулировками, которые не позволяют гражданам понять, что не разрешено, и чего им нельзя делать, приводят к тому, что ограничения права на их основе будут считаться нелегитимными и несправедливыми. К тому же, такие размытые законы приводят к тому, что уполномоченным органам придется принимать решения произвольно, по своему усмотрению, либо предугадывая политическую «целесообразность».

«Апрель» выражает благодарность ОО «Институт Медиаполиси» и ОФ «Правовая Клиника «Адилет» за юридический анализ и помощь в подготовке данного материала.