Разрушение системы издания школьных учебников в Кыргызстане - угроза национальной безопасности

Разрушение системы издания школьных учебников в Кыргызстане - угроза национальной безопасности

Разрушение системы издания школьных учебников в Кыргызстане - угроза национальной безопасности. Об этом в аналитической записке, предоставленной April.kg, заявили представители Ассоциации издателей и книгораспространителей КР.

«Сейчас много говорят о скандале с учебниками, и никто не говорит о том, как наша Ассоциация в одиночку бьется по этому вопросу уже последние несколько лет - против Министерства образования и науки КР (МОиН), которое по сути и отвечает за все, что случилось. Мы более 16 раз обращались в Жогорку Кенеш, правительство, к президенту, генеральному прокурору, начиная с 2016 года. Все можно было предотвратить. Но на наши письма мы почти не получали ответов, либо - отписки», - отметил исполнительный директор Ассоциации издателей и книгораспространителей КР Олег Бондаренко.

По мнению экспертов Ассоциации, с 2016 года в системе школьного образования Кыргызстана был допущен ряд серьезных ошибок, которые имеют следствием разрушение сложившейся системы создания школьных учебников.

«Мы думаем, что ошибки были допущены из-за непродуманного планирования. Их природа – недооценка последствий своих действий вовлеченных госорганизаций, непонимание необходимости системного подхода к образованию», - отмечают они.

По их данным, в 2016–2017 годах государством был изменен порядок подготовки и издания школьных учебников: в соответствии с новыми правилами, авторское право (копирайт) на все создаваемые учебные материалы отныне в принудительном порядке переходит от его создателей к МОиН.

У этого решения был ряд последствий:

  • во-первых, оно лишило стимула авторов учебников и профессиональных издателей и, таким образом, создало предпосылки для ухудшения содержания книг;
  • во-вторых, наводнило рынок учебников беспрецедентным количеством контрафакта, который сегодня выпускается бесконтрольно, без соблюдения элементарных санитарно-гигиенических норм;
  • в-третьих, за контрафактную книжную продукцию не уплачиваются налоги, и средства не поступают в бюджет.

«В результате, на первый взгляд, создается иллюзия, что при новом порядке книг становится больше, как бы решается вопрос обеспеченности школьными учебниками учащихся школ страны. Но на деле это значит, что качество подменяется количеством», - подчеркивают в Ассоциации издателей.

Отмечается, что взамен Кыргызстан получает ряд серьезных проблем:

  • снижение уровня подготовки школьников – и соответственно необразованность населения способствует вовлечению в экстремистские организации;
  • ухудшение санитарии и гигиены в детских учреждениях, рост заболеваемости;
  • рост теневого сектора экономики – с перетеканием доходов из госбюджета в карманы нечистоплотных «левых» полиграфистов и их покровителей.

Подчеркивается, что в настоящее время в Кыргызстане, в отличие от большинства других стран, узаконено принудительное изъятие прав на школьные учебники и учебные пособия в пользу МОиН. В этом видится неоправданное вмешательство государства в творческий процесс. Фактические создатели учебников отныне отстранены от участия в их дальнейшей судьбе. Так, в частности, государство в лице МОиН может теперь на законных основаниях по своему усмотрению переиздавать учебник неограниченное число раз, вмешиваться в его содержание (переделывать), продавать права на него третьей стороне - заниматься коммерческой деятельностью, и даже безвозмездно передавать его в пользование посторонним лицам через открытый доступ в интернете.

«Как результат основные издатели, специализирующиеся на выпуске школьных учебников в Кыргызстане, с 2017 года поставлены в условия, когда им больше невыгодно заниматься созданием, разработкой, выпуском и тиражированием учебной литературы. Они стараются по возможности не участвовать в тендерах или снизить долю своего участия», - сообщают представители Ассоциации.

Взамен приходят фирмы-однодневки, которые не имеют навыков в работе с учебной литературой. Их стимул – не подготовка новых книг, а тиражирование уже имеющихся. Причем они могут это делать как легальным, так и нелегальным образом.

А профессионалы? Они отныне поставлены в условия, при которых отстаивание ими интересов издательского дела, общества, образования в целом подается как ретроградство, «нежелание участвовать в пилотном проекте», «непонимание прогрессивного характера эксперимента».

Эксперты Ассоциации издателей и книгораспространителей КР прогнозируют постепенное снижение качества школьных учебников, с точки зрения их наполнения, содержания. И вытеснение фирменных изданий контрафактной книжной продукцией, которая может вредно повлиять на здоровье детей.