Рита Карасартова: Пусть депутаты не надеются на качественное следствие, справедливый суд – их у нас нет
О ситуации вокруг задержаний ряда чиновников в Кыргызстане на телеканале «Апрель» состоялась беседа с правозащитником и руководителем Института общественного анализа Ритой Карасартовой.
- Вы человек, который всегда достаточно жестко критикует работу журналистов телеканала «Апрель», поэтому неожиданно и очень приятно видеть вас гостем нашей программы «Вечер новостей». И, тем не менее, все мы знаем вас как человека последовательного в своих позициях, принципиального и честного перед собой. Как вы считаете, задержание вышеупомянутых чиновников можно считать политическим или это просто борьба с коррупцией?
- Для того чтобы сказать, что это какие-то политические гонения, мне кажется, политический взгляд Исакова, Кулматова должен в корне отличаться от политического взгляда Сооронбая Жээнбекова или они должны хотя бы их как-то критиковать. Поэтому сказать, что это некие политические гонения, я не могу. Но могу четко сказать: то, что сейчас происходит вокруг таких громких, якобы коррупционных дел, это абсолютно не борьба с коррупцией. И это идет очень давно. Сейчас, когда депутаты начали говорить, что они надеются на качественное следствие, на справедливый суд, пусть не надеются, потому что у нас его нет. У нас нет независимого суда, квалифицированных следователей, что бы ни говорили адвокаты, судьи будут сидеть и смотреть в одну точку и вынесут то решение, которое им скажут. Все это очень закономерно, потому что такую систему мы создали. И те люди, которые сегодня сидят в местах не столь отдаленных, они жертвы своего же труда. Мы, правозащитники, каждый раз говорим: давайте строить правовое государство, чтобы все основывалось на законах, чтобы система сдержек и противовесов между ветвями власти работала. И тогда коррупция начнет на самом деле искоренять себя.
Я поверю в борьбу с коррупцией только в том случае, если Сооронбай Шарипович начнет реформирование ГКНБ. Кстати, Алмазбек Шаршенович создавал в свое время АКС (Антикоррупционную службу. – Прим. April.kg). Это было антиконституционно. И я считаю, что если мы, наконец-то, хотим уйти от этих массовых посадок, массовых статистик, которые никому не нужны - они не приносят ни одного сома дохода в бюджет, все что национализируется уходит в другие руки - и если мы на самом деле хотим сегодня просто созидать и идти на развитие, то сегодня мы просто должны вернуть систему сдержек и противовесов в правильное русло, убрать из полномочий ГНКБ АКС, убрать из полномочий ГКНБ все должностные преступления, чтобы ГКНБ занималось только разведкой и контрразведкой, работало только с экстремизмом и терроризмом. Мы должны создать независимый следственный комитет, который будет заниматься качественным следствием. И борьбу с коррупцией построить только на открытых данных, на прозрачности и подотчетности. Пока мы это не сделаем, никакая борьба, никакие посадки не решат ни одну проблему, это будет замкнутый круг. Сегодня команда Атамбаева получает эту порцию, завтра Жээнбеков со своей командой получит ту же самую порцию. Мы будем просто из года в год отодвигать свое развитие назад. У нас ничего не получится в этом плане.
- Кстати, Антикоррупционная служба все-таки сумела за определенный срок вернуть в бюджет около 9 миллиардов сомов, то есть все равно определенный коэффициент полезного действия есть.
- Да, но там тоже есть перегибы. Возьмем, к примеру, кейс Наримана Тюлеева, когда привлекли всех родственников, даже не ограничив, в каком колене родственники должны нести ответственность. Никто не разбирался, добывали они эти деньги законно или нет. Такое сейчас продолжается, потому что мы не реформировали правоохранительные органы, мы не смогли добиться независимости судов и, естественно, они работают так, как могут. А высшее руководство страны всегда думает, что раз весь силовой блок принадлежит [им] и выполняет их заказы, то это и есть то, как нужно бороться. А это на самом деле абсолютно не то.
- Президент заявил о начале кампании по борьбе с коррупцией. Даже учитывая, что все задержанные действительно не политически задержанные, а только в рамках борьбы с коррупцией, все равно некоторая селективность прослеживается. Например, бывший заместитель таможенной службы, так называемый «Раим-миллион» [Райымбек Матраимов] - уже говорящее прозвище у человека, к нему нет никаких вопросов. Нет никаких вопросов до такой степени, что человек претендует восстановиться через суд в должности. То же самое можно сказать об Аскарбеке Шадиеве - тоже чиновнике, к которому есть определенные вопросы, которому в принципе позволили покинуть даже страну. В таком случае, какие тогда вопросы к Исакову, другим задержанным чиновникам, которые не пытались уйти от следствия, а наоборот стремились сотрудничать. Нужно ли было тогда закрывать их в СИЗО ГКНБ?
- На сегодня самой большой проблемой является то, что достаточно знаменитых сынов кыргызского народа задерживают как самых последних матерых преступников - это с одной стороны, и это обидно. С другой стороны обидно, когда наши силовые структуры разводят руками и очень долго говорят: «Нет, они находятся в стране», а люди тихо, через соседние страны убегают. И это и есть то шоу, на которое ведется огромное количество кыргызстанцев, которые говорят: «Да, даешь». Но есть другая сторона борьбы через открытость. Помимо «Раима-миллиона» есть огромный пласт чиновников, у которых огромные богатства и непонятно, как, работая на государственной службе, получая бюджетную зарплату, они могли достичь таких богатств…
- Например, председатель таможни «Северная» (полковник Таможенной службы Азамат Сулайманов. – Прим. April.kg), о котором мы вчера узнали.
- Да, шикарные особняки, недвижимость в центре города. И встает тогда вопрос: а почему мы не продвигаем прозрачность, тот же «Таза коом»? Может быть нынешняя власть думает, что это начинал Сапар Исаков, и потому она не будет продолжать то, что он делал. Но давайте не забывать о том, что это начинал не Сапар Исаков. Электронное правительство - это задумка еще, я не знаю, какого правительства, оно у нас каждый год же меняется. Это было давно, и самое радостное то, что выбор пал в пользу именно отечественных айтишников.
Почему мы сегодня должны остановиться? А если мы сегодня останавливаемся, это говорит только о том, что нынешним чиновникам прозрачность не нужна. Потому что как только мы говорим, что прозрачность закрывается, значит, кто-то хочет тихой сапой воровать и пилить бюджетные деньги. Поэтому я призываю нынешнее правительство, пользуясь этой трибуной [прямым эфиром телеканала «Апрель»], чтобы все, что было начато предыдущим правительством, оно было продолжено, и чтобы наши отечественные изыскания в области IT не останавливались бы, а развивались. И тогда мы признаем: «Да, у нас есть преемственность власти, у нас есть некие достижения». И тогда соседние страны скажут: «Посмотрите на Кыргызстан, какие у них достижения». А то, что сегодня мы имеем – каждая вновь приходящая власть отодвигает в сторону то, что было ранее, и мы топчемся на месте. Мне лично очень жаль, почему мы не можем жить в такой же экономически развитой стране, как соседние страны. Мы даже отстаем по экономическим параметрам от Таджикистана. Это же стыдобище. Маленькая страна, мы могли бы давать шикарные показатели в экономическом развитии.
- Вернемся к теме задержания Сапара Исакова, в частности о предъявленном ему в рамках следствия обвинения о лоббировании интересов китайской компании. Вы сейчас заговорили об ответственности правительства. Опять же прослеживается некоторый селективный подход в рассмотрении этого вопроса. Ведь ни для кого не секрет, что, например, вопросы должны быть и к Джоомарту Оторбаеву, который будучи премьером готовил технико-экономическое обоснование, и к депутатам парламента, которые ратифицировали это соглашение, и к Жантороо Сатыбалдиеву, который будучи премьером также принимал это постановление, и к ряду чиновников, и к Темиру Сариеву, который также занимался демонтажом и ремонтом оборудования. И даже к Сооронбаю Жээнбекову, который также будучи премьером принимал этот объект. То есть это целая вереница чиновников, которые будучи высокопоставленными, ответственными чиновниками участвовали в модернизации ТЭЦ. Но спрос только с Исакова.
- Самое интересное то, что про статью «Коррупция» Уголовного кодекса многие думают, что это взятки и прочие вещи. А это действие и бездействие чиновников, которые приводят к их обогащению. Доказательная база действия или бездействия достаточно сложна. То есть, предположим, достаточно грамотные руководители никогда не подписываются, а отдают своим заместителям. И у нас получается: верхушка не подписывает, середняк подписывает, но когда уходит верхушка, они говорят: «Это не мы, это нам спустили». И все время у нас не могут найти крайних, и такое ощущение, что как будто никто не виноват.
Я считаю, что на сегодня мы должны начать работать с теми, кто наследил. Если следователь даже под давлением делает какие-то незаконные вещи, он должен за свои незаконные действия ответить.
Сейчас вот Артыкбаева (депутат ЖК Осмонбек Артыкбаев. – Прим. April.kg) задержали. Он ставил подпись, что данное соглашение не требует ни правовой, ни антикоррупционной, ни экологической экспертизы. Он должен понести ответственность ровно за то, к чему привели его документы. Депутатов, которые ратифицировали, тоже нужно поднимать - почему они это сделали.
То, о чем вы говорите - что он [Исаков] все время приходил в ГКНБ, давал показания - это на самом деле говорит о том, что у нас любят обязательно посадить человека. У нас и так переполнены тюрьмы. Там антисанитария и прочие вещи. Почему? Это же дополнительные расходы государства. Мы могли бы пойти по методу, когда говорят: «Да. Ты будешь свободен, но нужно заплатить энную сумму, которая будет гарантом того, что ты никуда не денешься, и до следствия эта сумма будет гарантом того, что ты будешь приходить». Тогда мы будем видеть, какие суммы денег поступают от коррупционных схем.
Когда я спрашивала у службы финансовой разведки и других служб, сколько денег они возвращают в бюджет, выяснилось, что эти средства не отслеживаются по ведомствам. Получается, что любое ведомство может набрать кучу работников, тратить огромные деньги на заработную плату, а эффективность их деятельности никак не может быть определена, потому что общая сумма денег просто поступает в бюджет. Поэтому мы сегодня должны это все систематизировать, привести в соответствие и четко должны отслеживать, какие деньги поступают, от какого ведомства, чтобы мы видели эффективность каждого ведомства. В противном случае мы все сидим и разводим руками. 26 лет прошло, но мы как государство ни в одном направлении не сделали какого-либо значительного шага.
"Our party will support Pedro Sanchez for presidency in Socialist International", - Temirlan Sultanbekov
Популярные
Важные
Выбранная дата: