Сеид Атамбаев: Горжусь, что отец личной безопасности предпочел отстаивание правды

Сеид Атамбаев: Горжусь, что отец личной безопасности предпочел отстаивание правды

Сегодня, 22 ноября, сын экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева Сеид Атамбаев дал интервью газете "Ачык Саясат". В нем он рассказал о взаимоотношениях с отцом, бизнесе и выразил свое мнение относительно политической ситуации в стране. 

Ниже приводим текст беседы.

- В Кыргызстане сегодня вся общественность в курсе того, кто является племянником свата бывшего таможенника или знают всю родословную президента Жээнбекова. Как так получилось, что страна ничего не знала о вас, когда вы были сыном  президента Кыргызской Республики?
- Жизненный опыт показал, что знание или незнание людей родственников политиков зависит от уровня вовлеченности родственников политиков в значимые и резонансные общественные события: будь то назначение на должность, рейдерский отъем бизнеса, авария или другие события. Слава Богу, я жил простой жизнью и не занимался вопросами государственного и общественного значения, поэтому, наверное, меня и не знали. 

- А, возможно, в этом все-таки есть более глубинные причины? Вдруг это от воспитания, культуры, уровня образования? Я все-таки больше верю в эти причины Вашего неучастия в политике... Расскажите о своем становлении как личности?
- Я родился в Москве в 1976 году в молодой семье. Мой отец тогда был студентом Московского института управления имени Серго Орджоникидзе и, как он признавался потом на своих пресс-конференциях, был вынужден часто подрабатывать, а мама работала на одном из государственных учреждений. Из-за трудностей жизни в Москве и по традиции отдавать старшего ребенка дедушкам и бабушкам, меня через полгода отправили на Родину, в Кыргызстан. Здесь и прошло мое детство счастливо и беззаботно. Я с детства был приучен к труду, жизни в сельских условиях, а еще бабушка и дедушка приучали меня к чтению, бережному и трепетному отношению к книгам.

- Оно и видно! А где вы учились?
- После окончания 4 класса мы переехали в Бишкек, я был очарован городом: он был так красив, архитектурный ансамбль города отлично совмещал в себе и национальный колорит, и советский ампир. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Национальная библиотека, Русский драматический театр, Белый дом, Государственный исторический музей вдохновляли меня. Я стал интересоваться историей построек, впервые узнал о таких великих архитекторах, как Д. Ырыскулов, Ш. Джекшенбаев, В. Назаров, А. Албанский, Е. Писарский. Я мечтал построить такие же шедевры для людей, поэтому поступил в Кыргызский государственный университет строительства и архитектуры, который успешно закончил. Но жизнь вносит свои коррективы, по профессии я не работал. Много позже я поступил и успешно закончил Академию государственного управления, но на государственной службе также не проработал ни дня.  

- А как вы без опыта в политике собираетесь сегодня возрождать СДПК и идти на выборы?
-
 А что такое опыт в политике? Большинство политиков в Кыргызстане 28 лет потакают любой власти, отбирают чужое имущество, обманывают народ, покупают голоса избирателей на выборах, ну или в лучшем случае – бездельничают. Зачем мне такой «опыт»? Я вместе с 15 профессионалами создал компанию, мы вместе организовали полезное как для инвесторов, крупных предпринимателей и бизнесменов, так и для государства дело. Создали рабочие места, вышли на международное сотрудничество, регулярно выплачиваем большие налоги, за счет чего государство строит социальные объекты и реализовывает инфраструктурные проекты. 

- Кстати, о вашей компании ходят разные слухи…
Вы верно подметили, что это слухи. Я хочу подчеркнуть, что разные негативные слова в адрес нашей компании носят клеветнический характер. Именно по причине своей уверенности в нашей правоте я подал в суд на Генеральную прокуратуру за клевету даже при президентстве С.Жээнбекова. Сейчас хорошие условия для того, чтобы показать народу правду. Я посовещался с коллегами, и мы решили организовать пресс-тур для всех журналистов и скептиков и ответить на любые вопросы по нашей компании, дай Бог, в ближайшее время. 

- Вы говорите очень прямо, твердо, уверенно, со знанием дела и во многом напоминаете Алмазбека Шаршеновича. Скажите, пожалуйста, а какую роль сыграл отец в формировании Вас как человека?
- Спасибо большое, мне очень приятно слышать такое. Отец всегда очень тепло, но в то же время строго нас воспитывал. Он для меня пример. Говорить правду в лицо, быть искренним, честным, не предавать, всегда помогать всем, стараться всегда читать, изучать новое, стремиться к новым свершениям и достижениям – все эти его качества я стараюсь воспитать и в себе.  

- А какие вы испытывали ощущения в период президентства своего отца?
- Также, как и до президентства, и после. Для меня Алмазбек Шаршенович не президент, и не экс-президент, и не председатель СДПК, а прежде всего отец. В период его президентства мне было вдвойне трудно, потому что я старался всегда быть незаметным, а работу вести строго в рамках законодательства. Я горжусь тем, что у меня это получилось. Думаю, что я отца не подвел, и мы все вместе показали, что Кыргызстан может обойтись и без семейно-кланового режима. 

- Вы, наверное, были свидетелем дружбы Алмазбека Атамбаева и Сооронбая Жээнбекова. Как вы оцениваете конфликт между ними?
- Вы знаете, это была очень крепкая и настоящая мужская дружба. Мой отец внес решающий вклад в то, чтобы Сооронбай Шарипович стал президентом страны. Права оказалась поговорка: «Хочешь узнать человека – дай ему власть». Первым на конфликт пошел мой отец, он молчал ровно один год, а затем начал говорить об ошибках Сооронбая Шариповича и требовал начала экономических и социальных реформ. Жээнбеков неправильно воспринял критику моего отца, и его реакция была, мягко говоря, недемократической. Алмазбек Шаршенович мог спокойно жить в свое удовольствие и как экс-президент наслаждаться всеми благами, прилагающимися к этому статусу, но он стал руководствоваться принципом «Платон мне друг, но истина дороже». Я горжусь, что мой отец дружбе с президентом, личной безопасности и влиянию предпочел отстаивание правды и национальных интересов. 

- Почему власти устроили гонения на вас? Вам не трудно?
- Мне не привыкать, если честно, то такие же гонения я испытывал и в период правления первых двух президентов нашей страны. После событий 7-8 августа 2019 года я активно и на постоянной основе помогаю потерпевшим от бездарной операции и правового беспредела, учиненного властями и силовыми структурами. Я постоянно посещаю тяжелобольных в больнице, помогаю финансово раненным и потерпевшим 7- 8 августа, ведь было огромное количество людей с огнестрельными ранениями, вывихами костей, тяжелыми физическими и психологическими увечьями. Организовываю правовую защиту потерпевшим от операции в Кой-Таше. Все это плавно приводит к тому, что я становлюсь нежелательной фигурой для властей, и на меня и моих близких сыпется целый ряд репрессивных инструментов: бесконечные незаконные вызовы на допросы, обыски в домах, нескончаемые проверки компании от всех госструктур по указке властей. При этом я не занимаюсь политикой, а лишь помогаю людям и не оставляю их – это мой долг перед отцом и народом. 

- Спасибо Вам большое! Слушая Вас, возрождается надежда на лучшее будущее страны! Удачи!