12.07.2021 09:38

«Свет и тени времен правления Атамбаева». Фарид Ниязов. Возрождение духа нации

«Свет и тени времен правления Атамбаева». Фарид Ниязов. Возрождение духа нации

Экс-глава Аппарата президента Фарид Ниязов начал писать цикл заметок о своей работе в команде экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. Ранее из СИЗО-1 Бишкека он передал первую часть: «Почему «преемником» Атамбаева оказался Жээнбеков?» Сегодня публикуем вторую часть.

«Это вторая из предполагаемой серии заметок о работе команды Атамбаева. В первой публикации говорилось о нашей главной ошибке - продвижении Сооронбая Жээнбекова на пост президента. Следовательно, считаю оправданным высказаться и о главном достижении тех лет.

И дело даже не в том, что Алмазбек Шаршенович единственный, кто на пике народного доверия завершил отведенный Конституцией президентский срок и не искал, при этом, путей его продления. Гораздо более важным является фактор «настроения страны». Образно говоря, он «принял» страну в глубоко депрессивном состоянии, а «передал» преемнику состоявшееся государство в состоянии политической стабильности, экономического и, самое главное - духовного подъема. Кто бы и что бы не говорил, именно при его правлении кыргызстанцы имели больше всего поводов гордиться своей страной: строящиеся дороги, стабильная подача электроэнергии и газа, выход из списка бедных стран, относительно недорогой бензин, льготы для кыргызских трудовых мигрантов в России, поддержка культуры и спорта… И наконец, Всемирные игры кочевников.

Народу Кыргызстана последние 30 лет нелегко живется. Но при Атамбаеве удалось поднять дух нации и смею утверждать, что это была целенаправленная работа государственных органов, СМИ, неправительственных организаций, политических и общественных сил. В работу над конкретными проектами данного направления были вовлечены видные деятели науки, культуры, спорта. Мы старались поддерживать соответствующие инициативы СМИ, НПО и других институтов гражданского общества, отдельных активистов. Над всем этим трудились самые сильные специалисты Аппарата Президента (воздержусь от озвучивания имен исключительно из опасений их политического преследования).

Результатом такого взаимодействия государства, политиков (в том числе оппозиционных) и гражданского сектора стало доверие народа, поначалу очень хрупкое, но уже к 2014 году достаточно окрепшее. Поверило и международное сообщество, в результате чего объем безвозмездной внешней помощи Кыргызстану при Атамбаеве составил $3 млрд (гранты + списание внешнего долга + Российско-Кыргызский фонд развития) и впервые превысил сумму кредитов ($1,8 млрд внешних займов). Объемы капитального строительства за 7 лет оказались выше, чем за все предыдущие 20 лет независимости. Показатели бедности населения снизились с 39% до 25%.

А также необходимо отметить, что при Алмазбеке Атамбаеве тот же Нурсултан Назарбаев перестал выступать с уничижительными заявлениями в адрес нашей страны. Более того, в 2015-2017 годы в казахстанском сегменте интернета часто очень позитивно оценивали развитие Кыргызстана. Понятно, что кое-кому в Астане это не нравилось. Но стоило в последние 3 года остановить созидательные процессы в стране, и сегодня казахский аксакал вновь воспользовался возможностью попенять ослабшему соседу за демократию.

К сожалению, наши преемники не поняли, что дух нации и настроение народа являются важнейшими ресурсами развития Кыргызстана. Я далек от мысли идеализировать свою работу, ошибки были. Однако, чего добились Жээнбековы, очерняя Атамбаева? Дискредитировали и остановили созидательные процессы. Погрузили страну в атмосферу противостояния и недоверия. Рано или поздно все эти «бесовские игры» вокруг имени Атамбаева закончатся, и он будет реабилитирован. Точно также, как после подобных очернительских кампаний были восстановлены добрые имена Исхака Раззакова и Турдакуна Усубалиева, которых также обвиняли в коррупции и в различных злоупотреблениях.

А вот проблема духа нации и восстановления атмосферы созидания в Кыргызстане становится все серьезнее. И дело не только в коронавирусе. Вопросами идеологии и настроения страны надо заниматься конкретно и повседневно. Политика непримиримого противостояния уместна лишь в отношении реальных коррупционеров. Их имена общеизвестны. А с неудобными, но зато реальными партнерами президента по развитию Кыргызстана, такими как: конструктивная оппозиция, СМИ, НПО и гражданские активисты лучше вернуться к практике взаимодействия. Хотя бы на том уровне, что был достигнут при Атамбаеве в 2012-2016гг.»

Фарид Ниязов. Политический заключенный, экс-руководитель аппарата президента КР

Получение Кыргызстаном внешней помощи в 1992-2017гг. *Отдельные суммы могут в некоторой степени отличаться от официальных данных, так как в условиях СИЗО доступ к источникам информации не обеспечивается.

 

 

Всего при Акаеве и Бакиеве

При Атамбаеве

 

            Примечание

1

Списание внешнего долга

$0,4*млрд

$0,55**млрд

*- сумма списания могла быть больше, однако достигнутое в начале 2005г(при Акаеве) соглашение с Парижским клубом о списании 0,45млрд внешнего долга осталось нереализованным  после мартовской революции. Переговоры пришлось начинать заново.

**- с учетом списания 0,24млрд долга перед Россией, поскольку соглашение было подписано Атамбаевым и Путиным летом 2017г., но вступило в силу в 2018г.

2

Безвозмездные гранты правительству Кыргызстана

$0,9***млрд

$1,9***млрд

***- без учета отдельных видов технической помощи;

- без учета грантов , выделенных донорами непосредственно неправительственному и частным секторам.

3

Взнос России в РКФР (Российско-Кыргызский фонд развития)

 

            _

 $0,5млрд

 

4

Кредиты (внешние займы)

нет данных

$1,8млрд

 

 

Итого внешней помощи

В том числе:

-безвозмездной помощи

-кредитов

   нет данных

  

  

$1,3млрд

нет данных

   $4,75млрд

 

  

$2,95млрд

 $1,8млрд