10.04.2020 16:31

Юристы проанализировали приказы коменданта Бишкека – финпол не имеет права их исполнять

Юристы проанализировали приказы коменданта Бишкека – финпол не имеет права их исполнять

Правовая клиника «Адилет» подготовила анализ приказов коменданта Бишкека Алмазбека Орозалиева о поручении финансовой полиции (ГСБЭП) пресекать факты необоснованного завышения цен.

Напомним, согласно его приказу, предпринимателям запрещается складировать определенные объемы некоторых видов продуктов, включая муку, сахар, мясо.

Комендант обосновал свой приказ тем, что якобы недобросовестные предприниматели намеренно складируют больше продуктов, создавая дефицит. Чтобы этого не происходило, в случае превышения указанных объемов продукции финансовой полиции было приказано принять меры по своевременной реализации указанных товаров во избежание искусственного завышения цен. Отслеживать количество продукции на складах поручено ГСБЭП.

Учитывая, что данным приказом в значительной степени ограничивается свобода экономической деятельности, юристы решили проанализировать, насколько он соответствует закону.

По результатам исследования, они пришли к выводу, что данный приказ противоречит Конституции и законодательству Кыргызстана.

Напомним, правительство утвердило перечень товаров, на которые может быть введено государственное регулирование, а также порядок формирования и применения оптово-отпускных и розничных цен на указанные товары.

Порядок предполагает всего три механизма регулирования цен в виде:

  1. установления надбавок к ценам;
  2. установления максимальных цен;
  3. установления максимальных или минимальных надбавок к ценам.

Контроль за соблюдением указанного порядка формирования цен - на ГСБЭП. В случае неисполнения порядка предприниматель несет административную ответственность (пункт 18).

1. Финполиция не имеет права рассматривать дела

Кодекс об административной ответственности утратил силу с 1 января 2019 года, вместо него теперь действует Кодекс о нарушениях. 3 апреля 2020 года вступили в силу новые статьи данного кодекса, устанавливающие ответственность за реализацию лекарств по завышенным ценам и необоснованное завышение размеров цен на продукты питания, на которые введено государственное регулирование, совершенные в период режима ЧС и ЧП. За указанные действия физическим лицам грозит штраф в размере 10 тыс. сомов, юридическим лицам – 28 тыс. сомов (статьи 491, 218).

При этом дела об этих нарушениях рассматриваются органами здравоохранения и антимонопольной службы соответственно. Таким образом, финансовая полиция не имеет права рассматривать дела данной категории, поскольку Кодекс о нарушениях обладает более высокой юридической силой, чем постановление правительства.

2. Какие меры может применять ГСБЭП?

Совершенно неясно, какие именно меры вправе применять финансовая полиция, чтобы частные предприниматели своевременно реализовали товары.

3. Ответственно за реализацию, а не складирование

Кодекс о нарушениях и постановление правительства устанавливают ответственность только за реализацию некоторых продуктов по завышенным ценам, но никак не за их складирование.

4. Вторглись на частную территорию, возбуждают дела

Приказ органам финполиции контролировать склады, то есть частные помещения, предполагает принудительное вхождение на эти объекты. В этой связи отмечается что, согласно статье 30 Конституции, проникновение представителей власти на объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускается лишь на основании судебного акта.

Однако такие действия могут осуществляться сотрудниками ГСБЭП в рамках расследования уголовного дела или дела о проступке, но в Уголовном кодексе и Кодексе о проступках не предусмотрено ответственности за необоснованное завышение цен на определенные товары в условиях режима ЧС и ЧП. Следовательно, здесь не может идти речь о возбуждении уголовного дела.

5. Почему правоохранителям дают права забирать товары?

Ограничение количества товаров автоматически подразумевает изъятие излишков либо, как указано в приказе, реализацию продукции.

Однако согласно статье 12 Конституции, собственность неприкосновенна. Изъятие имущества, помимо воли собственника, допускается только по решению суда. В исключительных случаях изъятие допускается без решения суда, но с обязательной последующей проверкой законности таких действий судом.

8 апреля 2020 года комендант Бишкека отменил свой приказ, но в новом приказе вновь поручил ГСБЭП разработать комплекс мер и организовать работу по профилактике, выявлению и недопущению фактов необоснованного и искусственно создаваемого дефицита и завышения цен на товары социально значимой группы, а также медицинских препаратов и средств.

По сути финансовой полиции дано то же самое поручение, но другими словами.

«Мы прекрасно осознаем важность контроля цен на жизненно важные продукты и необходимость борьбы с недобросовестными предпринимателями. Но Конституция запрещает государственным структурам выходить за рамки полномочий, установленных законом. Проведенный анализ показал, что у финансовой полиции нет полномочий рассматривать дела по фактам завышения цен и проникать без разрешения суда на частную территорию предпринимателей. Непонятно, каким образом теперь будут сотрудники ГСБЭП исполнять этот приказ», - говорится в анализе правой клиники «Адилет».

Юристы сомневаются и в реальной пользе для населения от данного приказа. Фактически комендант Бишкека предоставил нашим исключительно честным правоохранительным органам широкие коррупционные возможности «перешерстить» частных предпринимателей с большим энтузиазмом.

«В результате за необоснованное завышение цен не будет возбуждено ни одного уголовного дела, так как за эти действия предусмотрена лишь ответственность по Кодексу о нарушениях, а хранение продукции на складе не является преступлением.

Учитывая, как на практике работают правоохранительные органы, данный приказ фактически противоречит государственной политике президента, Жогорку Кенеша и правительства, которые заявляют о необходимости поддержки предпринимателей и бизнеса», - считают юристы.

По их мнению, указанное поручение коменданта города содержит в себе серьезные угрозы для стабильности социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.

«Тысячи наших граждан несут колоссальные убытки из-за падения экономической активности и запрета на осуществление большинства видов предпринимательской деятельности. Однако предприниматели должны выплачивать налоги, долги по кредитам и займам, оплачивать аренду помещений, зарплату сотрудникам, коммунальные услуги и т. д. Государство предоставило определенные послабления, но это временные меры, и те же налоги надо будет оплачивать чуть позже, но уже в сумме за три месяца. При таких условиях повсеместные проверки частных предпринимателей со стороны финансовой полиции будут вызывать еще больше недовольства населения действиями всех институтов власти в целом», - считают юристы.

В соответствии с Законом «О продовольственной безопасности», продовольственная безопасность считается обеспеченной:

  • если уровень запасов государственного материального резерва покрывает не менее 90-дневную потребность социально уязвимых слоев населения в основных продуктах питания;
  • если государственный бюджет республики имеет возможность финансирования поставок основных продуктов питания;
  • если обеспечены качество, калорийность и безопасность пищевых продуктов в соответствии с установленными нормативами.

Согласно названному закону, правительство вводит государственное регулирование на отдельные виды товаров при возникновении продовольственного кризиса либо его угрозе. Учитывая, что такое решение было принято правительством 13 марта 2020 года, т. е. признается наличие как минимум угрозы продовольственного кризиса, сам факт издания комендантом Бишкека вышеуказанных приказов вызывает у общественности ряд серьезных вопросов, в том числе:

1. Имеется ли в Фонде матрезервов достаточный запас товаров и продукции, необходимый для обеспечения продовольственной безопасности?

2. Достаточно ли в госбюджете средств для финансирования поставок основных продуктов питания?

Таким образом, вполне уместно рассматривать вопрос привлечения к ответственности, включая уголовную, соответствующих должностных лиц, которые обязаны обеспечивать продовольственную безопасность республики.

«В любом случае Генеральной прокуратуре необходимо взять на особый контроль вопрос соблюдения прав и свобод человека в условиях режимов ЧС и ЧП, а также проверить законность и обоснованность вышеназванных приказов коменданта Бишкека, как того требует пункт 9 Указа президента «О введении чрезвычайного положения на территории Бишкека» от 24 марта 2020 года УП №55.

В дополнение хотелось бы отметить, что подобные внештатные ситуации показывают истинную роль и значение всех государственных органов и различных служб в жизни общества и государства. Такие обстоятельства оголяют копившиеся годами проблемы и подчеркивают ценность и важность обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных служб, сектора торговли и услуг, связи и СМИ, а также ставят вопрос об эффективности работы других государственных структур», - говорится в заключении анализа правовой клиники «Адилет».