Живая природа кыргызского натюрморта

Живая природа кыргызского натюрморта

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева открылась Весенняя республиканская выставка Союза художников КР. Мастера и начинающие художники представили живопись, графику и декоративно-прикладное искусство. Темой экспозиции значился натюрморт – просторное поле для проявления творческой фантазии и вкуса художников. Корреспондент April.kg не упустила возможность и побывала на выставке.

Представляя экспозицию, культуролог Гамал Боконбаев отметил, что натюрморт в изобразительном искусстве Кыргызстана имеет глубокие традиции. Он напомнил о работах таких мастеров, как Диль-Фуруз Игнатьевой, Амана Асранкулова, Джамбула Джумабаева, Кадыржана Тургунова и других.

«Натюрморт, как важный элемент, присутствует на многих тематических полотнах, портретах, пейзажах, и таким образом обогащает идею картины, дополняет общий колорит, усиливает общее впечатление от произведения искусства», - отметил культуролог.

И вот экспонаты предстали перед взорами пришедших на выставку зрителей. Как и анонсировалось организаторами, в основном они представили работы реалистического направления. Они дают возможность зрителю остановиться и посмотреть на мир с другого ракурса, отметить в знакомых контурах новые детали. Особое значение здесь имеют обычные предметы, которые художники подают в оригинальной интерпретации. Так, например, картина «Пиво, рыбы» Бакыта Мусаева удивляет, наводит на мысли о бренности жизни, а сушеная рыба на фоне ярких красок для одних зрителей ассоциируется с праздником жизни (а как же иначе – пиво куплено, рыбка тоже есть), другим же этот натюрморт может показаться безрадостным и даже унылым.

Думается, жанр натюрморта близок портрету, сопричастен с ним. Людей всегда окружают предметы, они несут в себе память о человеке, прикасавшемся к ним. Поэтому любая вещь может рассказать историю о мгновении, в котором жил человек. Словно на витрине перед зрителем на картинах «расставлены» кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта – и все объединены одним жанром натюрмортом.

Очень впечатлила картина «Моя музыка» молодого художника Сергея Худолеева, которая играет красками в такт весеннему настроению выставки. Под мелодии гитары, изображенной на картине, ассоциации отсылают посетителей к лирике 1980-х. На другом полотне с незамысловатым названием «Маки» художника из Кербена Ильяса Шерипбаева запечатлены цветы с опавшими лепестками. Художник словно говорит: «Натюрморт – не мертвая природа, а реальный портрет времени, в нем есть движение жизни».

Часто натюрморт становится поводом для смелых экспериментов, результатом самобытного видения, яркого творческого кредо художника. Примеров тому немало на Весенней республиканской выставке. Так, метаморфозы, создаваемые Петром Куринских, нашли отражение в работе «Безгут и Гуруша». Мозаичный орнамент из фруктов будто располосован на части необычным творцом. Элементы картины, как контурные карты, достраивают восприятие зрителя. Когда кажется, что тайна картины разгадана, внимание привлекает новая деталь.

Рука мастера чувствуется в работе «Кувшин и супрематические формы» Константина Шкурпелы. Картина словно собрана из металла, темные краски сочетаются со смелыми движениями кисти.

Стоит отметить, что выставка изобилует интересными творческими находками в области декоративно-прикладного искусства – в вышивках с национальным орнаментом и предметах быта. Художник Аскарали улуу Залкар представил картину «Импульс», сделанную из проволоки.

Весенняя республиканская выставка получилась большой по числу участников, многогранной и объединила в себе работы художников разных поколений. Просмотрев все ее экспонаты, убеждаешься, что стремление художников Кыргызстана расширить возможности изобразительного языка сопровождается активными поисками в области цвета, формы и композиции. И особенно ярко это проявляется в натюрморте. Экспозиция, обогащенная новыми темами, образами и художественными приемами показывает путь художника от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Авторы с успехом доказывают: «Натюрморт – живое искусство, а не побочный жанр живописи, как считают некоторые».