Кыргызстан в борьбе с пытками: безнаказанность порождает вседозволенность
Генеральная ассамблея ООН в 1997 году провозгласила 26 июня Международным днем в поддержку жертв пыток. Кыргызстан присоединился к Конвенции ООН против пыток в 1997 году и взял на себя обязательства по их искоренению, признавая, что пытки в стране запрещены при любых обстоятельствах без исключения. В 2014 году правительство республики разработало национальный план по противодействию пыткам. Темп был задан активный и динамичный, однако практика пыток и жестокого обращения по-прежнему вызывает обеспокоенность. Корреспондент April.kg подошла к рассмотрению проблемы комплексно и побеседовала с правозащитником от Коалиции против пыток в республике Рысбеком Адамалиевым (Р.А.) и старшим прокурором управления Генеральной прокуратуры КР Урматом Карыпбековым (У.К.).
- Согласно отчету Международной неправительственной организации Amnesty International 2017 год, пытки распространены во многих постсоветских республиках. Какова причина распространенности пыток в этих странах и в Кыргызстане в частности?
Р.А.: Как известно, с этими странами нас связывают общая история и единая система правосудия. Такое явление, как пытки, появилось не на заре становления независимых государств, они и раньше были неотъемлемой частью работы правоохранительных органов. Кроме того, обвинительный уклон в расследовании уголовных дел, по моему мнению, является объединяющим фактором в наших странах. Несмотря на то что признательные показания не могут лечь в основу обвинительного приговора, к сожалению, в системе уголовного правосудия существует уклон в пользу признательных показаний. Поэтому это явление далеко не новое и оно не появилось в одночасье. Бесспорно, что большая часть жалоб на пытки поступают именно в адрес МВД. Одной из основных причин применения пыток, помимо «профессионализма» кадров в системе МВД, является устаревшая система оценки деятельности сотрудников ОВД. В результате некоторые недобросовестные сотрудники прибегают к самым легким, не требующим особого ума, недозволенным методам в погоне за раскрываемостью. Несмотря на неоднократные заявления МВД о пересмотре и искоренении процента раскрываемости, на деле ситуация никак не изменилась.
У.К.: Распространение пыток в Кыргызстане связано с тем, что должностные лица органов дознания руководствуются и пользуются устаревшими методами раскрытия преступления с применением насилия. Также отсутствуют новые технологии, фиксирующие следы преступления, не обновлены методы обучения, нет обмена опытом по раскрытию преступлений с другими странами.
- Многим уличенным в пытках удается избежать уголовного наказания. Почему, по-вашему мнению, это происходит?
Р.А.: Безнаказанность порождает вседозволенность. Государство систематически неспособно проводить безотлагательные, беспристрастные всесторонние расследования всех жалоб на пытки.
По результатам исследования индекса применения пыток в Кыргызстане за 2017 год, проведенным Коалицией против пыток и Национальным центром по предупреждению пыток (НЦПП), отмечается, что в Кыргызстане пыткам подвергается каждый третий задержанный. По официальным данным Генпрокуратуры за 2017 год, в органы прокуратуры было подано 418 заявлений на пытки и жестокое обращение. Из них только по 40 возбуждены уголовные дела, по остальным 383 материалам отказано в их возбуждении. Тем самым процент возбуждаемых уголовных дел крайне низкий. Данное обстоятельство является одной из системных причин применения пыток в Кыргызстане. Вынесение отказного постановления без проведения должного расследования всех обстоятельств применения пыток, в отсутствие незамедлительного реагирования на факты пыток, несвоевременности назначения и сроков проведения судебных экспертиз прямо указывают на невозможность государством обеспечить беспристрастное всестороннее и эффективное расследование всех фактов пыток.
Из малого количества уголовных дел, возбужденных по фактам пыток, лишь ничтожная доля дел доходит до рассмотрения судами. Дела по фактам пыток рассматриваются суда неоправданно длительно, затягиваются годами. Порой дела ведут в атмосфере недоверия и отсутствия равности сторон, а также из-за колоссального давления на жертву пыток и его защитника со стороны подсудимых. Судебные органы и органы прокуратуры не реагируют на заявления о пытках, озвученных в ходе суда. Лишь единицы дел заканчиваются обвинительными приговорами. Однако логичность и адекватность наказания являются предметом бурного обсуждения и осуждения в целом.
У.К.: Каждое заявление о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания рассматривается независимо от пола, возраста, расы, национальной принадлежности и ориентации. Всесторонне проверяется каждый довод заявителя, объективно исследуются обстоятельства, изложенные в нем, назначаются соответствующие судебно-медицинские, психолого-психиатрические экспертизы с соблюдением принципов Стамбульского протокола, в необходимых случаях комиссионные и комплексные экспертизы.
По фактам применения пыток незамедлительно возбуждается уголовное дело, расследование которого поручается опытному следственному работнику, ход расследования берется на особый контроль. В ходе следствия все причастные в применении пыток, других жестоких обращений и наказаний должностные лица привлекаются к уголовной ответственности, отстраняются от занимаемых должностей.
В остальных случаях выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Принятие следователями, прокурорами решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также принятие судами оправдательных приговоров связано с тем, что пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания скрыты, потерпевшие обращаются по истечении большого промежутка времени (несвоевременное обращение в уполномоченный орган расследования), когда следы насилия уже исчезают. В ходе проверки заявители договариваются и меняют свои показания в пользу предполагаемых подозреваемых, отказываются от прохождения судебно-медицинской экспертизы, уклоняются от явки в следственные органы, прокурору, что очень затрудняет процесс доказывания вины применявших насилие лиц.
- За 2017 года в адрес Национального центра по предупреждению пыток поступило 217 обращений, из которых 104 на применение пыток, 25 - жестокое обращение. Из данных заявителей 95 процентов - применение пыток в системе МВД, 8 процентов - в учреждениях ГКНБ, один процент - ГСИН. Какие меры нужно предпринять для предотвращения пыток на государственном уровне и в отношении конкретных сотрудников МВД КР?
Р.А.: Право на свободу от пыток является абсолютным, фундаментальным правом, которое ни при каких условиях не может быть нарушено. Кроме того, с точки зрения прав человека - это негативное право, обеспечение которого не требует от государства финансовых затрат, людских ресурсов или еще чего-либо, для этого достаточно одного - воли государства. Простыми словами, если правоохранительные органы задерживают человека, то будьте добры не пытайте и не оправдывайте пытки низкой зарплатой, отсутствием материально-технической базы или любыми другими предлогами. При наличии достаточной воли государства возможно сильное межведомственное взаимодействие, которое приведет к полному обеспечению гарантий эффективного расследования фактов пыток, с полным и объективным документированием пыток, а также рассмотрения в кратчайшие сроки независимым, беспристрастным и справедливым судом. Только это может лечь в основу обеспечения гарантий защиты от пыток. Пока, к сожалению, провозглашение нулевой терпимости к пыткам со стороны нашего государства не нашло своего отражения на практике.
У.К.: Чтобы сократились подобные случаи нужно пересмотреть организацию работы в системе МВД по раскрытию преступлений, практиковать принятия в отношении должностных лиц органов МВД строгие меры дисциплинарного характера, вплоть до увольнения их из органов внутренних дел за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
- Есть ли в Кыргызстане прогресс в борьбе с пытками, начиная с 1997 года?
Р.А.: Безусловно, за этот длительный период времени республика достигла большего в сфере предупреждения пыток, в отличие от наших соседей. Остановлюсь на ключевых.
Первое - признание государством наличие пыток в стране. Второе - изменение в УК КР статьи «Пытка». Она появилась в 2003 году, однако по ней не было судебной практики. В 2012-м введен ряд изменений и дополнений в нормативный правовой акт, в том числе и в статью «Пытка», тем самым она больше приблизилась к конвенционному определению (статья 1 Конвенции ООН против пыток), а также перешла в разряд тяжких преступлений с более суровыми наказаниями.
Также не без помощи правозащитников Коалиция НПО против пыток и партнерства Минздрава Кыргызстана разработала и внедрила руководство по документированию пыток и жесткого обращения в соответствии со Стамбульским протоколом. Руководство существенно раскрывает последствия применения пыток, и это является важным документом, основам которого обучились ряд медицинских врачей и специалистов.
С 2012 года в Кыргызстане появился национальный превентивный (предупреждающее, предохранительное действие. – Прим. April.kg) механизм (НПМ) - НЦПП КР, который является самой лучшей моделью НПМ на всем пространстве стран бывшего Союза. Основной деятельностью центра являются превентивные посещения закрытых учреждений. Данный центр не является органом расследования.
Несмотря на положительные достижения, которые в свою очередь оказывают существенную помощь надзорным органам по расследованию, к сожалению, отмечу и повторюсь: всестороннее и беспристрастное расследование в разумные сроки - это все еще мечта в Кыргызстане.
У.К.: Прогресс есть. Надзор за соблюдением должностными лицами государственных и правоохранительных органов требований Конституции КР, запрещающих применение пыток, усилился и активизировался в 2011 году, когда генеральный прокурор подписал распоряжение №40-р «Об усилении прокурорского надзора за обеспечением конституционной гарантии запрета на применение пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания» и указание №70-у. В том же году Генеральная прокуратура разработала и использует на практике методические рекомендации «По расследованию пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания».
В 2015 году в структуре Генеральной прокуратуры был образован специальный отдел по надзору за соблюдением прав граждан в досудебной стадии уголовного процесса, занимающийся, в первую очередь, вопросами противодействия пыткам и другим видам жестокого обращения. Отдел в своей деятельности тесно взаимодействует с национальными и международными институтами по защите прав человека и противодействию пыткам и другими видами жестокого обращения.
Количество зарегистрированных обращений о применении пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видах обращения или наказания в 2012 году составило 371, в 2013-м - 265, в 2014-м - 220, в 2015-м - 478, в 2016-м - 435, а в 2017-м оно снизилось до 418.
- Сколько сотрудников органов внутренних дел привлечено к ответственности за применение пыток?
У.К.: В 2012 году за применение пыток и других видов жестокого обращения органы прокуратуры привлекли к ответственности 35 должностных лиц органов внутренних дел по 20 уголовным делам, которые направлены в суд.
В 2013 году в суд направлено 11 дел в отношении 21 должностного лица, в 2014 году - 7 дел против 24 должностных лиц, в 2015 году - 13 дел против 27, в 2016 году - 11 дел против 22, а в 2017 году - 12 дел в отношении 14 должностных лиц. Все обвиняемые по указанным делам были временно отстранены от занимаемых должностей на период следствия и судебного разбирательства. По результатам рассмотренных судами уголовных дел за применение пыток виновными признаны 15 должностных лиц. Из них 12 взяты под стражу, им назначено наказание от 7 до 11 лет лишения свободы. В отношении трех должностных лиц суд вынес приговор без назначения наказания в связи с истечением срок давности привлечения их к уголовной ответственности.
Всего на 31 декабря 2017 года в судах, с учетом завершенных в прошлые годы, рассматриваются 43 уголовных дела в отношении 95 сотрудников органов внутренних дел, из них именно по статье «Пытка» – 26 уголовных дел в отношении 57 должностных лиц правоохранительных органов.
С 2011-го по 2016-й годы за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей при рассмотрении и расследовании фактов пыток и других видов жестокого обращения к строгой дисциплинарной ответственности привлечены 68 сотрудников органов прокуратуры республики.
В КР проведены конституционные реформы, и расследование уголовных дел по должностным преступлениям законодательство относит к исключительной подследственности органов ГКНБ КР. В данную категорию относится и преступление, предусмотренное статьей 305-1 (пытка) УК КР, которое, как правило, возбуждается в отношении должностных лиц, совершивших пытки.
- Для выхода из посттравматического состояния в результате пыток необходимы своевременные специализированные программы. Как осуществляется поддержка жертв пыток в Кыргызстане?
Р.А.: Одной из важных рекомендаций, данных Кыргызстану в 2013 году Комитетом ООН против пыток, было именно создание государственных служб и программ реабилитации жертв пыток. Однако до настоящего времени эта рекомендация так и не была выполнена, и пока не появился государственный реабилитационный центр. В стране существует только один центр реабилитации жертв пыток, который открылся в 2017 году. Ранее в течение десяти лет реабилитация осуществлялась на базе правозащитной организации - члена Коалиции НПО против пыток. Тем не менее деятельность реабилитационного центра полностью зависит от внешней помощи, что в свою очередь влияет на устойчивость центра.
У.К.: Ущерб, причиненный человеку из-за незаконного задержания, содержания под стражей, домашнего ареста, отстранения от должности, помещения в медицинское учреждение, осуждения, применения принудительных медицинских мер, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, следователя, прокурора и суда (глава 46 действующего УПК КР).
Требования о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом. Возмещение компенсации происходит как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был заявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства (статья 33 ГПК КР).
В Бишкеке с 2017 года на основе программы по реабилитации жертв пыток работает реабилитационный центр «Альтер-Эго», который реализует ОФ «Голос свободы» с 2007 года. Основная задача центра - оказание медико-психологической помощи лицам, пострадавшим от пыток и жестокого обращения, а также членам их семей. С момента образования реабилитацию в центре прошли около 600 человек. Финансирование центра и программы осуществляется за счет грантовых средств.
Содействие и помощь работе центра оказывают государственные медицинские учреждения в виде лечения и психологической поддержки жертв пыток и жестокого обращения.
"Our party will support Pedro Sanchez for presidency in Socialist International", - Temirlan Sultanbekov
Популярные
Важные
Выбранная дата: