03.10.2018 13:15

Межведомственная рабочая комиссия выявила много нарушений в деятельности Госэкотехинспекции

Межведомственная рабочая комиссия выявила много нарушений в деятельности Госэкотехинспекции

Секретариат Совета безопасности республики сообщил результат изучения вопросов, озвученных Анарой Мамбеталиевой о фактах нарушений в Государственной инспекции по экологической и технической безопасности (ГИЭТБ). Об этом сообщила пресс-служба главы государства.

Распоряжением руководителя аппарата президента Досалы Эсеналиева была образована межведомственная рабочая комиссия по изучению вопросов, озвученных в обращении Анары Мамбеталиевой об отдельных фактах коррупции в деятельности Государственной инспекции по экологической и технической безопасности.

По вопросу освобождения Анары Мамбеталиевой от занимаемой должности пресс-секретаря Госэкотехинспекции комиссия установила следующее.

Решение (приказ) об освобождении Анары Мамбеталиевой от занимаемой должности было принято преждевременно и в нарушение требований действующего законодательства Кыргызской Республики. Соответствующий акт прокурорского реагирования направлен в Госэкотехинспекцию.

Проверкой законности выплаты премий и материальной помощи сотрудникам центрального аппарата и территориальных подразделений Госэкотехинспекции установлено, что в нарушение установленных нормативных правовых актов за счет сэкономленных бюджетных средств по фонду оплаты труда выдавались премии работникам не в качестве поощрения за результаты работы, а как дополнительная заработная плата со ссылкой на праздничные даты.

Так, за 2016 год произведены выплаты премий к праздничным датам на общую сумму 5 миллионов 178 тысяч 936 сомов. Аналогичным образом, в 2017 году произведены выплаты премий на общую сумму 2 миллиона 30 тысяч 666 сомов. Всего 7 миллионов 209 тысяч 602 сома.

Кроме того, за счет сэкономленных бюджетных средств по фонду оплаты труда в нарушение требований законодательства необоснованно произведены выплаты материальной помощи работникам Госэкотехинспекции за 2016 год в сумме 1 миллион 224 тысячи 507 сомов, за 2017-й – 1 миллион 816 тысяч 317 сомов и с января по 4 сентября 2018 года – 584 тысячи 867 сомов. Всего 3 миллиона 625 тысяч 691 сом.

Кроме того, проверка выявила, что в нарушение установленных требований ответственными работниками финансово-экономического управления Госэкотехинспекции в отдельных случаях выплаты заработной платы работникам произведены больше фактически начисленной суммы с перечислением на личные карточные счета и одновременно наличными денежными средствами из кассы.

По состоянию на 1 сентября 2018 года излишне выплаченная сумма заработной платы работникам центрального аппарата Госэкотехинспекции составила 396 тысяч 113 сомов.

Из кассы Госэкотехинспекции незаконно выданы наличными деньги для приобретения подарков в общей сумме 45 тысяч сомов, при этом отсутствуют подтверждающие документы о приобретении и выдаче подарков.

В ходе проверки по вопросу соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики о государственных закупках, законности выплаты премий и материальной помощи, приобретение форменной одежды и их распределение выявлен ряд нарушений закона.

Со стороны Госэкотехинспекции поставщику перечислен 1 миллион 167 тысяч 335 сомов, тогда как сумма поставляемых по конкурсу товаров составляла всего лишь 796 тысяч 450 сомов. Таким образом, на расчетный счет поставщика излишне перечислено 370 тысяч 885 сомов, а с учетом штрафных санкций (за несвоевременную поставку) в доход республиканского бюджета подлежит возмещению 394 тысяч 800 сомов.

Госэкотехинспекций заключен договор государственных закупок, по условиям которого поставщик обязался произвести поставку трех единиц специального грузопассажирского полноприводного автомобиля в течение 30 календарных дней, со дня заключения договора, то есть до 3 марта 2018 года. Однако поставщиком условия договора не исполнены и до настоящего времени не были осуществлены поставки указанных автомашин.

Проверкой законности приобретение форменной одежды для сотрудников Госэкотехинспекции и их распределение установлено, что в нарушение требований постановления правительства «О ведомственной форменной одежде и знаках различия сотрудников Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики» за 2016–2017 годы и с января месяца по сентябрь 2018 года за счет средств республиканского бюджета приобретена форменная одежда для 45 работников финансово-экономического управления, младшего и технически обслуживающего персонала (делопроизводителя, секретаря руководителя, водителя) на сумму 268 тысяч 55 сомов, которым не предусмотрено ношение ведомственной формы одежды.

Комиссией проведен мониторинг в Госэкотехинспекции в сфере государственной гражданской службы и выявлены грубые нарушения законодательства.

В ходе проверки установлено, что в нарушение норм Трудового кодекса и Закона КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» имеются факты назначения лиц на вакантные административные государственные должности «по трудовому договору на основании статьи 55 Трудового кодекса Кыргызской Республики». А период таких «временных» назначений длится продолжительное время.

Анализ изучения распорядительных актов по личному составу, а также других материалов указывает, что наблюдается практика назначения на вакантные должности с заключением срочных договоров и в последующем участие назначаемых лиц с вышеуказанной формулировкой в открытом конкурсе, по результатам которого они де-юре назначаются в соответствии с законодательством о государственной службе. Тем самым, ограничиваются права других конкурсантов, участвующих в открытом конкурсе.

Подобные факты вызывают недоверие со стороны граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, а также ставят под сомнение объективность проведения конкурса.

Анализ организации и эффективности деятельности руководства Госэкотехинспекции показал отсутствие целенаправленной работы по повышению качества и оптимизации деятельности возглавляемого государственного органа. Отмечается некомпетентность и отсутствие необходимой квалификации у руководства инспекции и низкая исполнительская дисциплина. 

Руководством Госэкотехинспекции фактически не проводится антикоррупционная политика. Отсутствует анализ и оценка эффективности, четких превентивных мер и функций по предотвращению коррупционных рисков и коррупционной составляющей в возглавляемом ведомстве, что позволяет стабильно существовать коррупционным возможностям в системе Госэкотехинспекции. 

Для оперативного реагирования и исправления создавшейся ситуации в ГИЭТБ комиссия пришла к следующему заключению:

Госэкотехинспекция не должным образом реализует возложенные в соответствии с нормативными правовыми актами цели и задачи, что в целом отражается на эффективности деятельности данного государственного органа. Государственная политика в противодействии коррупции в ГИЭТБ практически не реализуется.

Указанные в обращении Анары Мамбеталиевой доводы по имеющимся нарушениям закона в ГИЭТБ, в том числе в финансовой и кадровой сфере частично подтвердились и свидетельствует о грубых нарушениях и бездеятельности руководства ГИЭТБ и руководителей профильных направлений при реализации предусмотренных законодательством функций.

В процессе работы комиссии по выявленным нарушениям закона со стороны Генеральной прокуратуры республики внесены соответствующие акты прокурорского реагирования.

Комиссией даны рекомендации по устранении и улучшению кадровой работы.

Учитывая, что обращение Анары Мамбеталиевой вызвало в средствах массовой информации общественный резонанс, поддержку населения в части открытого обращения по фактам коррупции в ГИЭТБ, а также принимая во внимание выявленные нарушения, комиссия рекомендовала руководству правительства Кыргызской Республики рассмотреть вопрос соответствия занимаемой должности ряда должностных лиц Госэкотехинспекции, включая статс-секретаря, и привлечении к строгой дисциплинарной ответственности от начальников управлений до руководителя государственного органа. Профильным подразделениям аппарата правительства республики рекомендовано проанализировать действующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ГИЭТБ, а также структуру и функционал по вопросу эффективности и соответствия целям и задачам, возложенным на ГИЭТБ.