Обезвреживали мины голыми руками – рассказ младшего сержанта Федора Зайцева

Обезвреживали мины голыми руками – рассказ младшего сержанта Федора Зайцева

Тернистый путь прошли советские солдаты к победе над фашистами через кровопролитные бои ради мирного неба над головой. Их подвиг навсегда останется в памяти потомков. Мое знакомство с судьбой ветерана Федора Зайцева началось со слов, скромно сказанных в разговоре приятелем: «Мой дед воевал с бандеровцами, строил высокогорный тоннель на перевале Тоо-Ашуу и был награжден Сталинской премией». Конечно, я не упустила возможности узнать больше о таком земляке.

Герой черно-белого кино

Задумчивое, серьезное выражение лица, аристократичная улыбка, еврей по происхождению и советский солдат по боевому духу. Глядя на фотографии Федора Зайцева, его можно принять за актера старого черно-белого кино, каждый кадр которого непременно о любви. Однако Федор Зайцев перенес столько испытаний, лишений и тягот за жизнь, что не каждому киногерою выпадает.

На его глазах от ранений умирали солдаты, происходили бои, где в смертельной схватке никто не уходил победителем. После войны ему также пришлось побороться за место под солнцем.

Дочь ветерана Елена Евсеева рассказывает: «Отец был молод, когда началась война. В 1938 году его призвали в армию, к тому времени он уже успел окончить Московский горный институт. Получив высшее образование, отец мог избежать армии, но судьба распорядилась иначе. Началась война. Тогда на службу призывали всех без исключения - тяжелые были годы, суровые».

В 1940 году воинская часть рядового Зайцева находилась недалеко от Брестской крепости, на которую позже пришлись первые вражеские атаки. Он служил тогда в саперной роте, мужественно прошел ее до окончания.

О войне из первых уст

Воспоминания самого Федора Яковлевича бережно собрали и записали внуки. По ним удалось восстановить боевой путь солдата. «Первые минуты войны в 1941 году начались с артобстрела советской армии фашистскими войсками. Во вражеской атаке в казарме погибла почти вся рота. Нашим войскам пришлось отступить. Немецкая атака была настолько внезапна, что на поле под артобстрелом остались советские танки с разобранными двигателями. Командир запретил брать оружие со складов даже после нападения, взлетать нашим самолетам, опасаясь провокаций. Ожидалась еще одна атака, на этот раз с воздуха. На одной из рек немецкая бомбежка застала врасплох безоружных солдат, немногих удалось спасти – тела погибших запрудили реку. Разрозненное, почти обессиленное войско направили в город Бобруйск. За потерю своих подразделений многих командиров разжаловали в рядовые», - рассказывал дедушка Федор.

В следующем бою при обороне Смоленска солдат Зайцев получил ранение в руку, его направили в город Орел. Летом 1942 года ожидалась подготовка к забросу войска в немецкий тыл. Его неожиданно отправили во Фрунзенскую дивизию в город Ош, где он дальше проходил службу на границе.

За заслуги на военной службе в Оше Федор Яковлевич получил звание младшего сержанта и был направлен в Чечню. Как самого грамотного (у него же было высшее образование на тот момент) его назначили писарем, однако позже перевели в действующую саперную роту. Отряд занимался усмирением волнений чеченцев, которые во время наступления немецких горных стрелков на перевалы, устраивали диверсии в советском тылу. Две роты советских бойцов минировали города при обороне от немецких захватчиков. Каждый день погибало по десять человек. Зайцев остался жив, война продолжалась.

«Обезвреживали мины голыми руками»

В городе Молгобек в течение трех суток солдаты разминировали немецкий склад боеприпасов, не выходя оттуда. Снаряды находились на глубине 80 сантиметров под землей, их обезвреживали голыми руками. В 1942 году за боевые заслуги младший сержант Федор Зайцев получил медали «За отвагу» и «За оборону Кавказа».

В 1944 году он проходил службу в западной Украине. Последние годы войны там шла борьба с бандеровцами. Они оказывали сильнейшее сопротивление, до последнего не сдавались в плен. Украинские националисты не щадили никого, за сотрудничество с советскими солдатами убивали целые семьи, уничтожали своих родственников. Жизнь для них ничего не значила, ценностью была война, а советский солдат - кровным врагом.

Елена Евсеева вспоминает рассказы отца: «Он служил сапером. Бывали случаи, когда приходилось разминировать целые поля на территории Европы. Тогда на задание отправляли целую роту саперов, а в живых оставалось всего два-три человека. Все погибли, но никто не отступил».

Достижения в мирной жизни

Боевой военный путь Федора Зайцева завершился в ноябре 1945-го в городе Кременец на Украине, откуда и демобилизовался. Когда закончилась война, его направили на Урал, а позже – в Чехословакию. Дело в том, что в послевоенное время специалистов с высшим образованием не хватало, так Федор Зайцев оказался за границей.

С 1949-го по 1952-й годы он был директором уранодобывающего предприятия «Славково» в городе Яхимове. За организацию скоростной проходки горных выработок высокопроизводительной работы рудников он получил Сталинскую премию. А в 1952 году случилось несчастье - на Федора Яковлевича кто-то написал донос в КГБ о сокрытии своего происхождения (он был евреем). Тогда он получил сообщение от друга из Министерства среднего машиностроения СССР: «Необходимо освободить пост директора предприятия и срочно уехать в Среднюю Азию».

Сердце, отданное Кыргызстану

Так, по заданию компартии и правительства Киргизской ССР Зайцева направили в Киргизию, где он организовал и возглавил строительство высокогорного тоннеля на перевале Тоо-Ашуу на автотранспортной трассе Фрунзе - Ош. Общая протяженность построенного тоннеля составила 3 тысячи 600 метров.

Здесь, в республике Федор Яковлевич стал главным инженером Киргизского горнорудного комбината. За организацию работы советских урановых предприятий, высокогорного рудника Кавак в 1960 году был награжден орденом Ленина. В знак особого уважения награду Зайцеву вручил лично начальник 1-го уранового Главка Николай Карпов, принеся ее к нему домой.

Дочь ветерана вспоминает: «Сложная у отца была работа, нервная. Он перенес три инфаркта, много времени и душевных сил отдавал труду». До самой пенсии Федор Яковлевич работал на советских урановых рудниках. В 1974 году, выйдя на заслуженный отдых, он все свое время посвящал детям и внукам. Ветерана Великой Отечественной войны не стало в 2003 году.