Робот Майло из США в гостях у кыргызских детей с аутизмом

Робот Майло из США в гостях у кыргызских детей с аутизмом

В эпоху современных технологий компьютеры спасают жизни миллионов людей. Сегодня это не фантастика, а реальность. С миссией обучить и показать новейшие разработки в области коррекции аутизма в Кыргызстан приехала делегация из США - Елена Гионис, Кайли Маккини и робот Майло. О задачах педагогов и новейших разработках в обучении детей и взрослых доктор педагогических наук в области специального обучения Елена Гионис рассказала корреспонденту April.kg

- Расскажите о себе и своей миссии в Кыргызстане.

- Я родилась в Казахстане. Родители работали на кыргызском горнорудном комбинате, и мы все считали себя кыргызстанцами. В 2000 году я уехала из Бишкека на повышение квалификации в США, где и началась моя карьера специалиста. Сейчас я доктор педагогических наук в области специального обучения, по специализациям аутизм, интеллектуальные нарушения, поведенческие и эмоциональные расстройства, проблемы в обучении. В Кыргызстан приехала с Кайли Маккини. Она магистр по специальному обучению и специалист по аутизму.

Мы приехали при поддержке Европейского союза по проекту «Образование для всех» с миссией помочь специалистам Кыргызстана выйти на новый профессиональный уровень. Нам также помогает Кыргызский государственный университет имени И.Арабаева. Этот вуз - колыбель педагогики, старейший университет, который выпускает основную массу специалистов-психологов, дефектологов. Моя цель – дать хорошие знания специалистам республики.

- Министерство образования КР помогало при организации вашего приезда?

- Они в курсе о нашем приезде. В фонд, через который мы приехали, поступил звонок от министра образования Гульмиры Кудайбердиевой. Она пожелала нам успеха в работе. Когда я вылетела из США, официально поставила в известность Посольство Кыргызстана в США и Канаде, нашего посла Кадыра Токтогулова и первого секретаря посольства Замиру Тохтоходжаеву. Рассказала им о миссии нашей поездки – подготовить специалистов в области специального обучения, объяснить какое оно бывает, и что методики «out of date» (устаревают), нужно что-то новое.

- Как строится процесс обучения для кыргызстанских специалистов?

- Подачу информации я начинаю с самых азов. Сначала мы распределяем, к какой категории нарушений относятся проблемы, которые есть у детей. Я часто говорю: «Когда ты знаешь врага, ты знаешь, как с ним бороться». В первой части обучения мы говорили о генетике всех психических нарушений, затем была тема «Проблемы в обучении». Мы рассмотрели предметы чтение и математика, какие патологии есть в этой области и как помогать детям с подобными проблемами. На третьем занятии изучали особенности детей с эмоционально-поведенческими нарушениями. Эти ребята учатся в классах общеобразовательной школы, и специалистам нужно с ними работать. Нельзя применять одну методику для всех. Каждый ребенок заслуживает индивидуального подхода. Теория сочетается с практическими упражнениями. У нас есть мячики, подушки. Допустим, мы проходим тему «Диагностика мелкой моторики руки», тут же мы закрепляем ее на практике. Дальше на занятиях мы рассмотрим аутизм и методы работы с ним.

- Существуют данные о резком увеличении численности детей с диагнозом «аутизм» по всему миру. Прокомментируйте статистические данные. С чем связан рост этого показателя?

- Сейчас, по статистике, в США один из 59 детей имеет диагноз «аутизм». За два года статистика увеличилась с одного на 68. Да, многие спрашивают: «Почему так происходит? Что такого страшного творится в Америке, что у вас большое количество детей с аутизмом?» Ответ простой - ничего у нас страшного нет, мы просто стараемся таких детей «поймать» в самом раннем возрасте. Увеличение показателей связано с улучшением диагностики аутизма. Если таких детей раньше «поймать», мы это называем «раннее интенсивное вмешательство», то шансов у них быть полноценными членами общества больше, чем у других. Аутизм никуда не денется, он всегда будет. Вопрос только в том, сможет ли ребенок окончить школу, вуз, научиться навыкам самообслуживания.

Статистику по Кыргызстану я не видела, но такие дети есть и здесь. Я получаю информацию о ситуации в Европе, также вижу, что происходит в Америке. Приезжая в Кыргызстан, не удивляюсь: проблемы есть везде, только они идут своим чередом.

- Расскажите о работе с роботом Майло.

- Это новейшая технология в США. Три года назад со мной связался университет Далласа (штат Техас). Они рассказали, что разработали новую технологию по работе с детьми-аутистами и хотят провести научную работу, посмотреть к чему приведут результаты. Я люблю различные технологии, постоянно в поиске программ и поэтому согласилась на участие в проекте.

Майло – человекоподобный робот, который выглядит как кукла полметра высотой. Он может показывать все человеческие эмоции и объясняет детям, что они означают, как ими управлять и учит навыкам общения. В него заложена огромная программа. Я привезла Майло с собой и хочу показать специалистам в группе, как он работает. Даже если ребенок не разговаривает или парализован, никогда не ясно, сколько потенциала в нем заложено. Интеллект у многих детей не затронут. Майло – мостик между технологией и человеческим общением.

- Как дети реагируют на робота, общаются с ним?

- Они его безумно любят. Большинство детей обращаются к роботу «друг», они говорят: «Майло, я твой будущий друг» и называют свое имя. Интересно, что независимо от страны, будь то Кыргызстан, Америка, Канада или Англия, дети к нему обращаются «друг».

Система работы с технологией построена по принципу треугольника: робот – ребенок – терапевт. Важный момент, который я отметила: после первого занятия с роботом ребенок устанавливает зрительный контакт. Дети общаются с роботом, я также задаю вопросы, ребенок смотрит и на меня, и на куклу. Выходя с занятия, он уже общается с учителем. Это гигантский прогресс - то, за что специалисты воюют годами. Прогресс налицо. Также изучали, сколько процентов внимания ребенок отдает терапевту, а сколько Майло. Оказалось, что ребенок способен 15 процентов внимания уделить взрослому, а роботу - 85.

- С чем связана такая успешность применения робота в терапии?

- Дети с аутизмом легче усваивают технологии, чем контакт с людьми. Также важно, что робот никогда не устает. Если ребенок не выполнил задание, Майло повторяет его точно также. А человек эмоционален, он начинает подключать язык телодвижения. Детям с аутизмом тяжело «читать» взрослого, а робот может десять раз повторить задание, пока ребенок не поймет. Его речь не монотонная, у Майло есть тон голоса, при этом он очень терпеливый. Терпение – это то, что не всегда может дать человек.

- Эта технология запатентована?

- Да, университетом Далласа, компанией RoboKind. Привезла я его сюда, так как в США встал вопрос, стоит ли переводить Майло на другие языки. Я считаю, что стоит. Эта технология должна быть доступна не только Америке и англоязычным детям. Так как корни у меня в Кыргызстане, здесь родились мои предки. У меня связь с этой страной, поэтому следующий шаг – встроить в программу русский язык и дать возможность детям из Кыргызстана познакомиться с Майло.

- Сколько стоит робот?

- Очень дорого. Плюс нужно каждый раз платить за страховку и программу. Многое зависит от программного обеспечения. 

В Южной Каролине была первая школа, которая стала применять Майло. Сейчас по штату у нас 60 роботов. Мы собираем информацию о влиянии робота на детей и недавно заметили, что Майло помогает не только при аутизме, но и при синдроме Дауна, дети также любят его. Сейчас открываем Майло с другой стороны. Стали обращать внимание на медицинский компонент, например, при синдроме Альцгеймера. Мы рассматриваем применение Майло не только для детей, но и для старшего поколения тоже, для тех, кто перенес инсульт, серьезные черепно-мозговые травмы.

- Сколько детей из Кыргызстана смогут позаниматься с роботом?

- Сейчас записаны 15 человек. Посмотрим, как будут реагировать дети на робота и сколько я смогу охватить. Сколько сможем, столько сделаем.