13.07.2018 18:59

Рустам Махмудов: Похищение невесты – это преступление, но это не похищение человека

Рустам Махмудов: Похищение невесты – это преступление, но это не похищение человека

Несмотря на резкое общественное осуждение кража невест в Кыргызстане не прекращается. Жертвами становятся совсем юные девушки, не достигшие совершеннолетия. Последний случай МВД обнародовало вчера. Молодой человек похитил 15-летнюю девушку для вступления в брак и изнасиловал. Возбуждено уголовное дело по трем статьям. Стоит отметить, что случай зафиксирован в том, что же районе, где украли и убили Бурулай.

Что делать и как решить проблему кражи невест в Кыргызстане, обсуждают давно. Самое популярное решение, которое предлагают многие – ужесточить наказание за похищение невест и принуждение к браку. На днях МВД выступило с инициативой внести поправки в Уголовный кодекс - увеличить сроки таким преступникам до десяти лет лишения свободы. Беседа на эту тему в студии «Вечерних новостей» телеканала «Апрель» состоялась с начальником главного следственного управления МВД Рустамом Махмудовым.

- Какое наказание сейчас предусмотрено уголовным кодексом за преступление - похищение девушки и принуждение к браку?

- Согласно уголовному законодательству, регламентированному статьей 154, за принуждение несовершеннолетней девушки в фактические брачные отношения, у нас предусмотрено наказание в виде штрафов в размере от 100 до 500 расчетных показателей, до 5 тысяч сомов, либо ограничение свободы сроком до пяти лет. Всего лишь ограничение. А за похищение несовершеннолетней предусмотрено наказание сроком до десяти лет. Это максимальное наказание. Вместе с этим за принуждение женщины, уже совершеннолетней, предусмотрено наказание до трех лет ограничения свободы и до 200 расчетных показателей штрафа.

- Если девушка несовершеннолетняя, то срок лишения свободы до десяти лет, а если взрослая девушка и женщина, то до пяти?

- До семи лет.

- По данным МВД, за последние пять лет было зарегистрировано 895 сообщений с заявлениями, из которых по 727 фактам милиционеры отказались возбуждать уголовные дела. Почему отказывали?

- Как вы знаете, в связи с печальными событиями, связанными с Бурулай, Министерство внутренних дел провело тщательный доскональный анализ по данным категориям преступлений и пришло к выводам, что к нам обращаются мало, как вы отметили ранее, 895 фактов обращений за пятилетний период. Из них возбуждены уголовные дела только по 168 фактам, что составляет не более 19 процентов [от общего числа]. Но в части обращений хотелось бы отметить, что это лишь зарегистрированные обращения по фактам умыкания невесты. Так, они были отказаны по следующим причинам: по пункту 1 – отсутствие события преступления. Данный показатель составил 24 факта, то есть события не было. Не похищали.

Следующее основание – за отсутствием состава преступления. По данному факту было зарегистрировано 445 фактов сообщений. То есть факт не нашел своего подтверждения. Чтобы общественности было понятно - за отсутствием состава преступления на основании процессуального законодательства.

Следующее основание идет по пункту 4 – в связи с отказом потерпевшей от поддержания обвинения, за отказом от жалобы - 158 фактов сообщений. Если даже невестка была похищена, но она согласна, а ее родители были против, и они обратились с заявлением. По таким фактам отказывается в возбуждении уголовного дела, потому что данная категория дел является часто публичным обвинением и возбуждается уголовным кодексом только по ее [похищенной] заявлению. Самый обсуждаемый в общественности факт - «за примирением», их было всего лишь 99 за пятилетний период. Это не более 12 процентов.

- Сколько из общего числа возбужденных уголовных дел дошли до суда, и сколько человек реально были наказаны?

- Хотелось бы отметить, что нераскрытых преступлений по данной категории дел нет. Как вы знаете, все преступления очевидны, установлены виновные лица. Из них в настоящее время почти 80 процентов направляется в суд. Но есть категории дел, когда они вскрываются, это составило около 7 процентов. Часть дел прекращается в ходе следствия.

- Недавно наши журналисты проводили по этой теме расследование и добились информации от Госслужбы исполнения наказаний. По этой статье - похищение невест, у нас, оказывается, в местах не столь отдаленных ни один человек не находится. Что можете сказать по этому поводу?

- По судебным решениям мы тоже провели соответствующий мониторинг за 2017 год. Из 28 уголовных дел, направленных в суд, только в ходе судебного рассмотрения за примирением было прекращено в отношении 12 лиц, условное [наказание] получили 18 человек и только один был подвергнут наказанию в виде реального лишения свободы на пять лет.

- Почему такие решения судов? Ведь налицо преступление, доказали, обвинили. Почему такие легкие вердикты?

- Этот вопрос к компетенции Министерства внутренних дел не относится. Но хотелось бы отметить, что это больше вопрос к криминологам, потому что есть специальная норма, которая непосредственно реализует право женщины на свободу ее вступления в брак.

- Перейдем к другой теме. Раз МВД предлагает ужесточить наказание, уместно будет вспомнить, что в 2013 году, пять лет назад по инициативе депутатов уже ужесточали наказание за умыкание невест. Были внесены поправки в Уголовный кодекс. Тогда инициаторы говорили, что только у нас в Кыргызстане из большинства стран за скотокрадство дают больше срока, чем за похищение невест. И ужесточили вроде наказание, сроки, штрафы все подняли, но сейчас мы видим, что фактов похищения невест меньше не становится. Парни как похищали невест, так и воруют их и более того - никакая статья их не пугает. Что вы думаете об этом?

- По поручению премьер-министра началась законодательная инициатива. Мы полностью «промониторили» не только статистические данные, факты, но и также нашу нормотворческую деятельность и законодательные нормы. В этом плане хотелось бы отметить, что такая норма - специальная. В настоящее время данный законопроект находится на общественном обсуждении на сайте правительства, и мы хотели бы получить больше мнений общественности по данному вопросу, потому что ряд мнений идет о том, чтобы ее приравнять к похищению человека. Но в то же время юриспруденция не дает такого полномочия. Нужна специальная норма, объект преступного посягательства, которой направлен непосредственно на право свободы женщины для вступления в брак.

В этом плане в 2013 году действительно было ужесточено наказание, вполне достаточно ужесточено. Данная категория преступления, как бы это ни звучало бы, из категории менее тяжких и небольшой тяжести уже отнесена к категории тяжких преступлений. Да, отдельные депутаты Жогорку Кенеша вносили эти изменения. Даже была введена отдельная норма для лиц, которые проводят обряды по бракосочетанию, ответственность впервые такая. Фактически в настоящее время уже правоприменительная практика показывает определенные результаты.

- Осудили такого священнослужителя, который провел церемонию?

- Да, уже есть такие факты. Только в 2017 году изменения в законодательстве начали действовать. И самое опасное заключается в том, что данное преступление [похищение невесты] поглощается другими преступлениями - изнасилованиями и убийствами. И в целях превенции, то есть предупреждения кражи помимо непосредственно изменения законодательства такие виды наказания, как ограничение свободы, смешные штрафные санкции, мы решили ужесточить и привести его [наказание] в соответствие с новой редакцией Уголовного кодекса, которая вступает в силу с 1 января 2019 года. Они [похищения невесты] были приравнены к ним, и штрафные санкции достаточно увеличены. Основными причинами преступлений у нас что является? Это, конечно, социально-экономическое положение предполагаемого виновного лица, его криминологический портрет.

- Недавно в СМИ прошла информация, что на юге страны 80 процентов сотрудников милиции вовсе не считают кражу невесты преступлением. Думаю, такие сотрудники есть во всех регионах. Что вы скажете по этому поводу, и как вы лично к этому относитесь?

- Я только от вас сейчас узнаю об этих данных. Я сомневаюсь в них. Кто проводил такой опрос, мне интересно? Какая методика была для его проведения? Все-таки милиция – это тоже часть общества, и задавать вопрос в таком виде, мне кажется, некорректно, потому что даже мое личное мнение будет немного неправильным. Повторю, милиция – тоже часть общества, а эта проблема системная, она требует комплексного подхода. Решение проблемы возлагается не только на милицию, но и полностью на наше общество.

- Вы считаете, похищение невесты и похищение человека одним и тем же преступлением или это разные вещи?

- Я, как человек, отец, сын, считаю, что умыкание невесты – это преступление.

- Похищение невесты – это похищение человека?

- Похищение невесты – это преступление, но это не похищение человека.

- Почему? Невеста – не человек? Женщина – не человек?

- В соответствии с Конституцией, права мужчины и женщины равны. Это специальная норма, направленная на свободу выбора ее брачных отношений. А похищение человека – это лишение права на свободу.