#Сидитдоманеработает. Призыв движения «8/365» к солидарности с (не)трудящимися мира

#Сидитдоманеработает. Призыв движения «8/365» к солидарности с (не)трудящимися мира

Благодаря пандемии COVID-19 обнажились существующие структуры неравенства и эксплуатации, от которых зависит функционирование неолиберального капитализма. С таким заявлением выступили члены феминистского движения «8/365». Они призывают к солидарности с (не)трудящимися всего мира и обращают внимание общественности на ряд проблем.

«Вопреки заклинаниям власть имущих о том, что «мы все в одной лодке», и что «вирус не дискриминирует по признаку расы, пола или гражданства», как обычно, самые уязвимые страдают непропорционально больше привилегированных. В то время как богатые и влиятельные используют кризис как возможность усилить свою власть и приумножить свое богатство, отдохнуть, провести время с близкими и заняться саморазвитием, остальные 99% борются за право на жизнь. Трудовые мигранты, бедные, бюджетники, меньшинства - оказываются в самом уязвимом положении», - отмечают активисты.

Далее приводим текст заявления активистов.

Какие уроки может женское/феминистское/гендерное движение извлечь из этой ситуации?

«Сначала наш марш пытались запретить в нарушение всех конституционных норм через судебное решение, используя угрозу пандемии коронавируса как предлог, задолго до того, как была объявлена чрезвычайная ситуация, а после чрезвычайное положение.

Однако мы были не единственными гражданками, которые отстаивали в судах в ту неделю наше право на мирные собрания. Вместе с нашим уведомлением о марше в суде рассматривались заявки на проведение голодовки и митинга от федерации профсоюзов и рабочих, в то время как первым аргументом власти для ограничения свободы собраний было «участившиеся религиозно-экстремистские проявления в мире» - то есть пандемия тут действительно была использована как удобный предлог, вовремя подвернувшийся чиновникам.

Феминистское движение тесно связано с движением трудящихся за свои права. Об этом свидетельствует и сама история праздника 8 марта. Женщины несут двойную нагрузку как продуктивного (оплачиваемого), так и репродуктивного (домашнего) труда, подвергаются трудовой дискриминации, домогательствам на рабочем месте.

Женский труд во всех сферах обесценивается (в Кыргызстане женщины получают до 30% меньше за тот же труд, чем мужчины). Многие высокооплачиваемые виды занятости недоступны для женщин из-за существующего списка около 400 запрещенных для них профессий. Кроме того, женщины составляют большинство сотрудниц в сфере здравоохранения, где закон запрещает им бастовать, при этом отказывая им в элементарных трудовых правах и в праве на безопасное рабочее место. Как следствие, около четверти всех зараженных в стране - это медики.

Благодаря пандемии невидимый труд стал видимым. В мире существует дефицит заботы. Этот труд обычно выполняется женщинами и не оплачивается, а, следовательно, обесценен в существующей системе ценностей.

В ситуации чрезвычайного положения и вынужденной самоизоляции граждан, стало понятно, что те, о ком обычно пренебрежительно говорят, что она #сидитдоманеработает на самом деле трудятся без оплаты, отдыха и признания. Именно на этом непризнанном и невидимом труде держатся экономики. Чтобы привлечь внимание к этой ситуации наше движение 1 мая запустило флешмоб #сидитдоманеработает, в котором каждая/ый может поделиться своей историей о невидимом труде во время карантина и после. 

Пандемия также еще раз показала, что дом - это зачастую проблемное, опасное пространство (в Кыргызстане на 65% выросла официальная статистика домашнего насилия, участились случаи подростковых самоубийств), даже для тех, кому вообще повезло иметь дом. Рекомендации оставаться дома невыполнимы для бездомных, для тех, для кого дом - опасное место, для тех, кто зависит от ежедневного заработка.

Выполнение санитарно-эпидемиологических требований зависит от структур социальной поддержки и солидарности. В этот кризисный момент выяснилось, что нам просто жизненно необходимы кризисные центры для жертв домашнего насилия, убежища, доступное социальное жилье - все те инициативы и организации, которые не получали государственной поддержки, программы которые не финансировались и не финансируются государством стали вдруг востребованными, и в то же самое время «виновными», как и другие социальные службы, потому что, посмели заговорить про необходимость обеспечивать жертвам защиту, и про ресурсы, которые необходимы для  этого.

5 мая был не только День Конституции Кыргызстана, но и День людей с инвалидностью. Пандемия убедительно доказала социальную модель инвалидности - мы все оказались ограничены в наших возможностях в силу независящих от нас обстоятельств.

Люди с инвалидностью и хроническими заболеваниями всегда живут в ситуации вынужденной изоляции, так как городская среда, возможность трудиться, получать образование, социализироваться и общественные блага остаются для них недоступными. Стало абсолютно очевидно, что система бесплатного здравоохранения, образования, безусловный базовый доход, гарантии социальной защиты - это не роскошь, а базовые права человека, условия нашего коллективного выживания и достойной жизни

Ханна Арендт определила политику как деятельность, осуществляемую в публичной сфере. Наш марш - это заявка на политическую субъектность через присутствие в публичном поле, на улицах и площадях. Видимость - часто и цель, и средство в политической борьбе. Пандемия заставляет нас задуматься, какие формы активизма возможны, когда на улицы нельзя.

И самое главное, до и после ЧП кто исключен из обычных форм протеста? Кого не видно на маршах и на улицах? Кто не может осуществлять деятельность в публичном поле? 

Если физическое присутствие в публичном пространстве является необходимым условием политической субъективности (политика видимости), тогда целые сегменты населения могут считаться аполитичными, потому что их тела не могут присутствовать на протесте.

Как бросить кирпич в витрину банка, если ты не можешь встать с постели? Как присоединиться к первомайской демонстрации, если ты боишься вступить в профсоюз под страхом увольнения? Как прийти на марш 8 марта, если общественный транспорт и тротуары недоступны, а в случае нападения националистов или незаконного задержания милицией, тебе не убежать?

Завтра, 9 мая, День Великой победы над фашизмом. Люди, которые напали на участниц марша солидарности 8 марта в этом году считают, что наше присутствие на Площади победы оскверняет святость вечного огня.

Мы же верим, что мы и есть современные борцы против фашизма, против деления женщин и людей на «правильных» и «неправильных», на тех, кому позволено жить и тех, кого осуждают на смерть. Мы призываем всех сограждан к солидарности со всеми теми, кто #сидитдоманеработает и с теми, кто не может сидеть дома и соблюдать карантин».