07.06.2021 11:03

В новых уголовно-правовых кодексах не учтены интересы журналистов и медиасообщества Кыргызстана

В новых уголовно-правовых кодексах не учтены интересы журналистов и медиасообщества Кыргызстана

Независимый союз журналистов и медиасообщество Кыргызстана обратились к Генеральному прокурору Курманкулу Зулушеву. Активисты отмечают, что в новых уголовно-правовых кодексах не были учтены интересы журналистов и медиасообщества Кыргызстана.

Ниже приводим текст обращения:

«Рабочая экспертная группа по выработке Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса о правонарушениях опубликовала проекты кодексов и призвала общественность Кыргызстана принять активное участие в их обсуждении.

От имени Независимого союза журналистов, а также медиасообщества страны, мы выражаем обеспокоенность тем, что в вышеуказанных кодексах не были учтены интересы журналистского, медийного сообщества Кыргызстана, деятельность которого регулируется вышеозначенными кодексами.

Более того, в рабочую группу по выработке новых кодексов не был приглашен ни один представитель медиасообщества страны. Обсуждения рабочей экспертной группы проходили за закрытыми дверями, и представители СМИ не имели возможности внести свой вклад в разработку проектов кодексов.

В связи с этим хотелось бы отметить, что:

  • Статья 10 действующей Коституции КР гласит:

«Средствам массовой информации гарантируется право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления, их распространение, право на свободу выражения мнений. Цензура в Кыргызской Республике не допускается. Средства массовой информации свободны и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Информационная безопасность в Кыргызской Республике охраняется государством».

Как известно в Уголовном кодексе в редакции от 1997 года была закреплена статья, защищающая интересы журналистов. Статья 151 УК КР устанавливала ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. После правовой реформы 2017 года эта норма перешла в Кодекс о проступках.

В предлагаемых Рабочей экспертной группой проектах кодексов единственная статья, защищающая интересы журналистов, и вовсе отнесена к Кодексу о правонарушениях. Санкции по этой статье позволяют должностным лицам избежать наказания в виде лишения права занимать определенные должности.

Также в проекте нового Уголовного кодекса есть ряд специальных норм, которые защищают лиц, имеющих особый статус, а также подверженные определенному риску по роду своей деятельности. К ним относятся сотрудники правоохранительных органов, представители судебной ветви власти, медицинские работники и адвокаты. Однако интересы журналистов, которые в последнее время подвергаются не меньшему, а то и большему риску, к сожалению, не учтены. Тем временем практика показывает, что именно на журналистов все чаще нападают, они сталкиваются с воспрепятствованием их деятельности, им отказывают в доступе к информации.

Как показала практика, расследования журналистов все чаще раскрывают коррупционные схемы, с помощью которых совершались преступления с многомиллионным ущербом государству. Вслед за журналистскими расследованиями правоохранительные органы начинали свои следственные, досудебные производства и привлекали к ответственности ряд должностных лиц, обвиняемых в коррупции. Это доказывает, что журналистская деятельность нуждается в особой законодательной уголовно-правовой защите со стороны государства.

В связи с вышеуказанным, с целью приведения законодательства в соответствие с действующей Конституцией, а также для защиты свободы слова и законной деятельности журналистов, как одного из конституционных принципов правового государства, Независимый союз журналистов и медиасообщество страны вносит предложения:

  • Вернуть в проект Уголовного кодекса КР статью о «Воспрепятствовании профессиональной, законной деятельности журналиста».
  • С учетом изменения во времени расширить статью с учетом всех требований и угроз современных реалий. В частности, добавить понятие «сбор информации», так как большинство преступлений против журналистов происходит на стадии сбора необходимой информации. Также предлагается квалифицировать непредоставление информации журналисту в установленные законом сроки как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.  
  • Дополнить статью квалифицирующими признаками, в частности при воспрепятствовании журналистам во время проведения их расследования, освещению массовых и иных митингов, так как именно в таких случаях журналист подвергается особому риску.  
  • Вернуть санкцию за статью “Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналисту” в размере от 200 до 300 расчетных показателей, а также вернуть санкцию в отношении лиц, которые используют служебное положение в виде запрета занимать определенную должность, либо заниматься определенной деятельностью.
  • В случае если воспрепятствование законной профессиональной деятельностью журналиста сопряжено с насилием (не связанной с причинением тяжкого вреда здоровью) либо угрозой насилия, уничтожением его имущества, предлагается трактовать это как особо квалифицирующий признак статьи и предусмотреть наказание в виде лишения свободы.

Предлагается изложить статью в следующем содержании:

Статья в УК КР. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста:

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо к отказу от предоставления и распространения информации, влечет наказание в виде штрафа в размере от 200 до 300 расчетных показателей.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, — влечет наказание в виде штрафа в размере от 600 до 1000 расчетных показателей, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные ч.1 и 2 настоящей статьи сопряженные с проведением журналистского расследования, специальных репортажей, освещением митингов, шествий либо иных мероприятий, влечет наказание в виде штрафа от 1000 до 2000 расчетных показателей, либо лишение свободы на срок до 3 лет.

4.То же деяние, соединенное с применением насилием, не опасным для жизни или здоровья либо угрозой применения такого насилия, либо с повреждением или уничтожением имущества, влечет наказание в виде лишения свободы от 3 до 5 лет.

Хочется верить, что общественное обсуждение кодексов будет иметь реальную основу и рабочая группа примет во внимание голос всех средств массовой информации, четвертой ветви власти страны и внесет единственную статью в Уголовный кодекс, которая защищает права журналистов».

Дело о событиях в Кой-Таше. Сегодня состоится открытый процесс с участием Алмазбека Атамбаева
Главная новость

Дело о событиях в Кой-Таше. Сегодня состоится открытый процесс с участием Алмазбека Атамбаева