22.08.2018 17:16

В проекте «Безопасный город» обнаружили техническую неэффективность и бюджетный распил

В проекте «Безопасный город» обнаружили техническую неэффективность и бюджетный распил

Антикоррупционная общественная инициатива признала технически неэффективным тендер проекта «Безопасный город». Юристы обнаружили признаки «бюджетного распила» при реализации конкурса. Об этом сообщили на сайте организации.

«Август — самый удобный месяц для проведения госзакупок, к которым организаторы очень не хотят привлекать внимание. Это сезон отпусков — как для кыргызстанцев, так и для иностранных бизнесменов. Самое время по-тихому провести выгодный конкурс — есть шанс, что о нем будут знать только «свои». А чужие даже если и узнают, не успеют подготовиться. А если и успеют, то точно не смогут договориться с местным банком о выставлении гарантии. Особенно если сократить сроки подготовки до минимально возможных по закону», - заявили юристы.

По их мнению, именно так и готовился конкурс на оснащение кыргызстанских дорог камерами фиксации нарушений правил дорожного движения в рамках проекта «Безопасный город».

Отмечается, что, исходя из заложенных в условия цифр, чистая прибыль победителя по разным оценкам будет колебаться от 20 до 25 миллионов долларов. «Много в Кыргызстане таких госзакупок проводится? По пальцам можно пересчитать. Поэтому и решили его провести в самом отпускном месяце, причем по всем классическим правилам «бюджетного распила», - заявили представители организации.

В результате внутреннего расследования юристам удалось установить следующее.

  • Технические условия конкурса очень сложные, но по этим условиям не было проведено никакого общественного или экспертного обсуждения. Полное «молчание в эфире». То есть обсуждение самого проекта раньше велось — и весьма активное: проводились мероприятия, приглашали иностранных экспертов — но вот когда решили провести конкурс, его условия никто ни с кем публично не обсуждал.
  • Сообщение о госзакупке появилось на официальном портале 20 июля, конкурс был назначен на 10 августа. Все опрошенные эксперты говорят, что, не зная о конкурсе заранее и не имея полного доступа к его техническим условиям, полноценно подготовиться и подать заявку за этот срок невозможно.
  • Чтобы наверняка отсечь нежелательных участников, составители конкурсной документации применили откровенно незаконный прием. Из опубликованного на сайте госзакупок проекта договора исчезло Приложение №1, в котором должны содержаться существенные условия. Все приложения в опубликованной документации начинаются с №2. Однако, для сведения инсайдеров, которые этим хотят воспользоваться, сообщается: такой дефект конкурсной документации является 100-процентным основанием для признания конкурса в суде ничтожным. А потом участники будут судиться с Госкоминформсвязи и правительством для взыскания своих издержек на участие в конкурсе. Благо, закон «Об инвестициях в КР» позволяет рассматривать инвестиционные споры в любом арбитражном суде мира, а не только в кыргызстанских судах (пункт 2 статьи 18 закона).

  • Несмотря на то, что в конкурсной документации написано, что она составлена в том числе на основании закона «О наружном видеонаблюдении», в ней полностью проигнорировано положение этого закона о том, что обязательна координация работ по всем проектам видеонаблюдения (статья 8). В результате заинтересованные лица заложили для себя возможность объявить после этого конкурса еще одну госзакупку — на этот раз для сведения всех данных со всех камер в одну систему. В то время как это можно было предусмотреть в условиях конкурса по «Безопасному городу».

Юристы организации отметили, что с точки зрения соблюдения интересов национальной безопасности, удивляют условия конкурса. «Ничего коррупционного в этом нет, обычная халатность составителей, но не обратить на это внимание мы не можем», - подчеркнули они.

  • Обязательства победителя конкурса по сохранению персональных данных сформулированы голословно, без конкретных способов их обеспечения, что создает угрозу утечки таких данных недобросовестным третьим лицам и специальным службам иностранных государств.
  • Согласно мировой практике, к работе с такими данными не должны допускаться компании, не имеющие режимно-секретного отдела, сотрудники которого прошли специальное обучение в органе национальной безопасности. Однако такого условия в конкурсной документации нет.

На юридическом анализе условий конкурса сотрудники Антикоррупционной общественной инициативы не остановились, стали искать экспертов, которые помогли бы оценить техническую часть задания. Помощь оказал немецкий союз предпринимателей, в состав участников которого в том числе входят разные высокотехнологичные компании. Вот некоторые выдержки из их заключения:

  • В связи с отсутствием в составе технического задания ряда важнейших требований, профессиональное исполнение технических требований конкурса невозможно.
  • Некоторые технические требования нерациональны и требуют пересмотра для оптимизации использования материальных ресурсов заказчика (государства).
  • Общая архитектура построения и использования программно‐аппаратных комплексов не учитывает реальную практику применения аналогичного оборудования.
  • Отсутствуют технические требования по обязательному периодическому метрологическому контролю оборудования.

Таким образом, общий вывод юристов состоит в том, что технические требования конкурса нуждаются в существенной профессиональной доработке.

Мы никого не обвиняем. Первоначально условия конкурса готовились еще при правительстве Сапара Исакова, а у него сейчас хватает проблем, чтобы мы еще к ним что-то добавляли.

Мы просто говорим: если кто-то пытался сделать «карманный» конкурс с условиями, понять которые может только заранее допущенное к общению с чиновниками лицо, то это сделать уже не получится.

Если его решатся провести, правительство рискует получить судебный иск о возмещении убытков из-за незаконных условий конкурсной документации.

Если кто-то попытается вставить в размещенные в интернете формы исчезнувшее Приложение №1, у нас есть все скриншоты. И не только у нас. Мы знаем как минимум две добросовестные компании, которые не смогли принять участие в конкурсе из-за того, что их технологические партнеры отказались выделять свои средства и технологии на конкурс с заведомо некорректными условиями.

По мнению юристов Антикоррупционной общественной инициативы, в нынешнем виде конкурс должен быть отменен. «Его все равно признает ничтожным любой международный арбитраж — лучше до этого не доводить и сэкономить средства на юристов», - отметили они.

«Госкомсвязи должно выйти из засады и создать открытую платформу для обсуждения условий этой госзакупки техническими экспертами из разных стран. Потратьте на это два-три месяца, но зато потом в стране будет работать совершенная, современная, качественная система — за разумные деньги», - заключили эксперты.