07.10.2019 12:49

Дело Кулматова. Экспертное заключение по строительству школы в «Калыс-Ордо» (фото)

Дело Кулматова. Экспертное заключение по строительству школы в «Калыс-Ордо» (фото)

Сегодня, 7 октября, в Ленинском районном суде столицы состоялось судебное заседание по делу экс-мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова.

В ходе судебного заседания выступил эксперт по бюджетным вопросам Асылбек Чекиров. Специалист дал заключение по следующим вопросам:

  1. Являются ли денежные средства, предоставленные TBEA для строительства школы в жилмассиве «Калыс-Ордо», средствами бюджета Кыргызстана или местных бюджетов;
  2. Распространяются ли на денежные средства, предоставленные TBEA, требования по проведению госзакупок при строительстве школы в «Калыс-Ордо».

Вопрос 1

16 июля 2013 года между ОАО «Электрические станции» и ТВЕА было заключено контрактное соглашение. Подписанный документ не подпадает по критериям к статусу международного договора, так как сторона Кыргызской Республики в лице ОАО «Электрические станции» не входит в структуру государственных органов и не может быть уполномоченным органом от имени правительства вести переговоры по предоставлению данных денежных средств. Поэтому после подписания контрактного соглашения $386 миллионов, указанные в документе, не рассматривались как денежные средства бюджетной системы КР, так как на этот момент еще не было подписано кредитное соглашение. Кроме того, указанная сумма в рамках контрактного соглашения предназначена исключительно для реализации проекта «Модернизация ТЭЦ Бишкека».

Упоминание о денежных средствах в размере $2 миллионов на строительство двух школ представлено в протоколе переговоров по обсуждению реализации проекта «Модернизация ТЭЦ города Бишкек» между Министерством энергетики и промышленности КР и компанией ТВЕА от 10 сентября 2013 года, то есть до подписания Кредитного Соглашения.

Общий объем дополнительной помощи от компании ТВЕА на основании данного протокола предусматривал предоставление $20,3 миллиона. На основании статьи 3 Закона «О международных договорах», вышеназванный протокол по критериям соответствует статусу международных договоров, так как Министерство энергетики КР уполномочено от имени правительства КР вести переговоры по вопросам предоставления и реализации кредита на модернизацию ТЭЦ Бишкека.

Необходимо отметить, что в вышеназванном протоколе отмечено, что он «является неотъемлемой частью контрактного соглашения». Но при подготовке кредитного соглашения между правительством Кыргызстана и экспортно—импортным банком Китая, который основывался на положениях сонтрактного соглашения от 16 июля 2019 года, сумма гранта в размере $20,3 миллиона не вошла в данный документ и ратификацию со стороны Жогорку Кенеша КР не проходила.

Таким образом, в кредитном соглашении $20,3 миллиона не значились, что является основанием не считать дополнительную денежную помощь от компании ТВЕА денежными средствами бюджетной системы.

По итогам переговоров стороны могли принять одно из двух решений:

  1. зачислить денежные средства компании ТВЕА в состав доходов местного бюджета;
  2.  за счет этих средств компании ТВЕА предоставляет услуги по строительству школы с последующей передачей ее в муниципальную собственность Бишкека в качестве спонсорской помощи.

В результате переговоров был подписан Меморандум о сотрудничестве. В нем указывалось, что «компании ТВЕА предоставляется возможность свободного выбора подрядной организации на проектирование и производство строительных работ, по завершению которых ТВЕА передаст построенное здание школы на баланс Управления муниципальной собственности мэрии Бишкека». То есть стороны решили не рассматривать данный добровольный взнос в качестве денежных средств местного бюджета, а на основании вышеназванных законодательных норм, передать построенную школу в качестве дара от компании ТВЕА.

Таким образом, на основании статьи 7 Закона «О финансово — экономических основах местного самоуправления» денежные средства, предоставленные на строительство школы в жилом массиве «Калыс-Ордо», не являются средствами местного бюджета.

Вопрос 2

В соответствии со статьей 2 Закона «О государственных закупках» государственные закупки - приобретение закупающей организацией товаров, работ, услуг и консультационных услуг методами, установленными настоящим Законом, финансируемое полностью или частично за счет государственных средств.

При этом государственными средствами признаются:

- средства республиканского и местного бюджетов для осуществления деятельности закупающими организациями и капитальные вложения;
- средства, определяемые законом о бюджете как «внебюджетные средства” акционерных обществ, где государственная или муниципальная доля составляет более 50 процентов фондов и других хозяйствующих субъектов, созданных за счет государственных средств;
- средства, предоставляемые в качестве иностранной помощи на основании вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, если договором не предусмотрены иные способы использования средств;
- кредитные средства, гарантированные и обеспеченные государством.

Ни под один из вышеназванных критериев добровольный взнос компании ТВЕА не подпадает. Вывод: на закупку работ, услуг, материалов, по строительству школы в жилмассиве «Калыс-Ордо» в рамках освоения средств компании ТВЕА не распостраняются процедуры госзакупок.