Денис Фатеев. История одного полета длиною в жизнь
«Отчего люди не летают так, как птицы?» - задавалась вопросом героиня пьесы Островского. «Летают!» - с уверенностью заявляет инструктор по параглайдингу (полетам на параплане), координатор проекта «Седьмое небо» - Денис Фатеев. Вот уже 12 лет он занимается полетами на параплане, десять из них - работает инструктором по параглайдингу. Он мечтал быть пилотом самолета, а стал инструктором. Историю своего первого полета длиною в жизнь собеседник рассказал корреспонденту April.kg.
- Как вы стали инструктором по параплану?
- Я сам до сих пор не верю, что летаю. Раньше хотел стать пилотом самолета, но тогда не получилось. Потом долгое время были парашюты. Они не дают ощущения полета, есть только чувство свободного падения. А летать хотелось. И вот как-то чудом, 12 лет тому назад, приехал на Чон-Таш, где ребята летали с парапланом. Я тогда был в тусовке парашютистов, все мы хорошо друг друга знали. Меня спросили: «Летал?» - «Летал». «Умеешь?» – «Умею». «Полетишь?» – «Полечу!» «Крыло» дали, я рванул. После этого стал летать уверенно. О том, чтобы стать инструктором, тогда и мыслей не было. Что есть полеты в тандеме, узнал еще через два года. А чувство, что я буду летать, появилось сразу, в ту же первую секунду. И все. Я начал летать.
На тот момент мне было 22 года. Энергии было много, хотелось куда-то ее выплескивать. Стартовал с высоты 250 метров над землей. Первый год, когда учился летать, набрать большую высоту не получалось. Да и «крылья» были не те. А когда взлетел на 1,5 тысячи метров, мировоззрение изменилось. Понял, что без воздуха жить просто не могу. Без всего возможно: без жены, без другой жены (смеется), а без воздуха – нет. Тогда появилось чувство голода, как у вампиров: просыпаешься ночью, и хочется крови еще и еще, все больше. Так мне хотелось полетов - больше, дальше, выше.
- Что дает полет? Почему так сильно тянет в небо?
- Чувство свободы, спокойное чувство свободы, осознание того, что я делаю что-то нужное, приятное, хорошее. Причем все хорошее на земле либо пошлое, либо приводит к ожирению, либо к тюрьме. А вот полет – тоже приятно, но не сидишь, не толстеешь и жениться не надо (улыбается).
- Каким был ваш самый запоминающийся полет?
- Конечно, первый. Еще очень запомнился полет в тандеме с одной девушкой. Тогда мы стартовали с Чон-Таша и долетели до флагштока, потом до Ысык-Аты и вернулись обратно. После этого я часа два не разговаривал. Просто ходил молча. Тот полет длился три с половиной часа.
- Какая у вас была самая большая высота полета?
- Неважно, с какой высоты стартовать. Главное - поймать поток, обработать его, набрать высоту, а там уже легче. Максимальная высота, которую удалось набрать, стартовав с Чон-Таша – 5 тысяч 600 метров. На Суусамыре 5 тысяч набрать - не проблема. А здесь - нонсенс, выдающийся результат. В нашей команде есть инструктор - Игорь Явкин, который летал до Кара-Балты и преодолел на параплане расстояние в 60 километров.
- Насколько опасен для неподготовленного человека полет с парапланом в тандеме?
- Сейчас «крылья» делают совсем другого уровня. Лучше ткань, обтекаемость, безопасность. Главное в плохую погоду не летать. Инструктор должен научиться четко «читать» погоду. Если он видит, что погода плохая, то лучше не лезть. Это самое главное. Также каждый парапланерист оборудован запасным парашютом.
- Сколько стоит новое оборудование для полета?
- Новый параплан стоит от €2 тысяч. Оборудование мы закупаем в Германии, Австрии, Франции, там основные поставщики.
- Как устроен параплан?
- Технически параплан – летающий профиль «крыла», ничего сверхъестественного нет. Из-за своей сверхвысокой обтекаемости и очень большой легкости ему не надо как самолету набирать большую скорость, поэтому он считается сверхлегким, сверхтихим, сверхлетучим аппаратом. На параплане установлен вариометр – высокоточный прибор, показывающий скорость спуска и набора высоты. В него встроен GPS-навигатор, который показывает локацию и скорость полета относительно земли. Тандем в нашей сфере – это параплан, рассчитанный на двух человек – пилота и пассажира. Управляет парапланом опытный пилот-инструктор, который сидит в подвесной системе сзади, а пассажир - спереди.
- Нужна лицензия, чтобы летать самостоятельно, без инструктора?
- Конечно, нужно пройти обучение. Курсы в Кыргызстане преподают на Суусамыре.
- Когда начинается сезон полетов?
- В этом году сезон мы открыли в марте на Нооруз. Окончание полетов обычно приходится на зимний период, когда ляжет первый снег. С декабря по февраль полеты проходят на горнолыжной базе Каракол. Высота точки старта – 1 тысяча метров.
- Зимой прыгать опасно?
- Зимой просто очень холодно, но безопаснее. Параплан гораздо быстрее набирает высоту, нет перепада температур, воздух спокойный. Но холодно и неинтересно.
- Летом вы работаете каждый день?
- Если люди есть, то почти каждый день. Если клиентов нет, то едем летать как на отдых. У нас, парапланеристов, отдых странный. Мы тут каждый день летаем, потом едем куда-нибудь в Джалал-Абад, Каракол или на Токтогул. Тоже летаем.
- Какие клиенты чаще всего обращаются?
- Если математически, то приходят люди от 18 до 30–35 лет, в основном девушки, их процентов 70-75. Приезжает молодежь, офисные работники, которым не хватает свежего воздуха и надо взбодриться, встряхнуться.
- Для полетов с парапланом есть возрастные ограничения?
- Летать можно с 16 лет. У нас была пара стартов, когда брали маленьких детей, но это довольно опасно. Дети чувствуют себя спокойно, а вот инструктор летит и переживает: вдруг ребенок перепугается, на всю жизнь страх будет. С детьми очень нервно в эмоциональном плане.
От April.kg. «Седьмое небо» легко найти в Интернете: www.paraplan.kg, facebook.com/paraplan.kg/, instagram.com/paraplan.kg/. Можно позвонить: +996 771 333 886.
Фото Павла Кравцова, Амирхана Муллабаева, видео Тимура Бостанова.
"Our party will support Pedro Sanchez for presidency in Socialist International", - Temirlan Sultanbekov
Популярные
Важные
Выбранная дата: