02.03.2021 11:39

Депутатам напомнили о юридической ответственности и опыте Бакиева по «переделке» Конституции

Депутатам напомнили о юридической ответственности и опыте Бакиева по «переделке» Конституции

Общественный фонд "Правовая клиника "Адилет" обратился к депутатам Жогорку Кенеша в связи рассмотрением в профильном комитете нового проекта Конституции. Депутатов предостерегли от возможного нарушения законодательства и напомнили опыт времен Курманбека Бакиева.

Текст обращения приводим ниже:

"По сообщениям СМИ со ссылкой на представителей Жогорку Кенеша, сегодня, 2 марта, проект Конституции будет рассматриваться профильным комитетом, после чего документ будет вынесен на пленарное заседание парламента. В данном случае усматривается нарушение установленной законом процедуры общественного обсуждения проекта закона.

Конституция – это не только Основной закон страны, фактически, это договор, заключаемый между обществом и государственными институтами, между различными политическими силами, ведущими борьбу за власть.

Этот документ защищает права человека, устанавливает фундамент государственной власти и границы ее полномочий. В этом плане Конституция является одним из важнейших механизмов, обеспечивающих баланс сил в политической борьбе и, как следствие, стабильность общественно-политического положения. Учитывая чрезвычайно важное значение Конституции для жизни государства и общества, порядок ее изменения прямо прописан в самой Конституции.

В новейшей истории Кыргызстана имеются прецеденты отмены действия Конституции из-за нарушений процедур ее изменения. Так, на основании решения Конституционного суда Кыргызстана от 14 сентября 2007 года было отменено действие сразу двух Конституций – от 8 ноября 2006 года и 30 декабря 2006-го. Суть данного решения заключается в том, что, согласно действовавшему в тот момент Основному закону, Жогорку Кенеш мог вносить изменения и дополнения в Конституцию только с учетом заключения Конституционного суда и не ранее, чем через три месяца, но не позднее шести месяцев со дня поступления предложений в Жогорку Кенеш.

Несмотря на эти процедурные требования, парламент дополнил свой регламент соответствующими статьями, позволяющими принимать новую редакцию Конституции без заключения Конституционного суда и без соблюдения специально обозначенных сроков.

Примечательно, что в тот момент, равно как и сегодня, обыгрывались формулировки "о внесении изменений в Конституцию" и "о новой редакции Конституции". Используя указанные положения регламента, Жогорку Кенеш дважды принял Конституцию в новой редакции. Однако Конституционный суд установил, что "Жогорку Кенеш вышел за пределы своих полномочий и установил неконституционную процедуру изменения Конституции". В результате Конституционный суд отменил две принятые Конституции по причине несоблюдения установленных процедур.

Впоследствии, 22 октября 2007 года, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев распустил Жогорку Кенеш, указав, что парламент своими действиями и решениями создал кризис, вызванный непреодолимыми противоречиями между Жогорку Кенешем, представляющим законодательную ветвь власти, и Конституционным судом, представляющим судебную ветвь власти.

Ранее мы неоднократно делали письменные и публичные обращения к представителям власти о необходимости соблюдения процедур изменения Конституции. В частности, Конституцией Кыргызстана установлено обязательное требование о получении заключения Конституционной палаты Верховного суда и правительства – о наличии средств в государственном бюджете для проведения референдума.

Кроме того, в соответствии с конституционным Законом "О референдуме Кыргызской Республики" подобный законопроект принимается не ранее одного и не позднее 3 месяцев со дня его поступления в Жогорку Кенеш.

При этом Закон "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" и Регламент Жогорку Кенеша обязывают органы власти организовать общественное обсуждение в течение не менее одного месяца, провести парламентские слушания по проекту Конституции, получить заключения специализированных видов экспертизы.

Таким образом, неукоснительное соблюдение установленных процедур обеспечивает законность и легитимность изменения Конституции.

И напротив, нарушение порядка проведения конституционной реформы будет создавать основу для оспаривания Конституции в будущем. Это, в свою очередь, может поставить под сомнение законность деятельности государственных органов, а также порождает угрозы повторения конфликтов».