07.06.2020 09:39

Камиль Рузиев президенту: Сотрудники ГКНБ пытаются сфальсифицировать дело из личной мести

Камиль Рузиев президенту: Сотрудники ГКНБ пытаются сфальсифицировать дело из личной мести

Руководитель ОО «Вентус», правозащитник Камиль Рузиев обратился к президенту Кыргызстана Сооронбаю Жээнбекову с просьбой взять под личный контроль дело, которое было заведено в отношении него сотрудниками ГКНБ.

Напомним, Камиль Рузиев был задержан 29 мая сотрудниками ГКНБ. Ему были предъявлены обвинения в подделке документов и мошенничестве, затем вторую статью сняли. Суд постановил отпустить Рузиева под домашний арест. Камиль Рузиев известен своей правозащитной деятельностью. Его называют непримиримым борцом против пыток в Кыргызстане.

Приводит текст обращения правозащитника:

«Уважаемый Сооронбай Шарипович! К вам обращается правозащитник Рузиев Камилжан Якупович, 1963 года рождения, проживающий в городе Каракол Иссык-Кульской области.

Как известно, 29 мая 2020 года меня незаконно задержали сотрудники УГКНБ КР по Иссык-Кульской области у здания Каракольского городского суда. Они надели на меня наручники и поместили в ИВС ОВД Каракола в качестве подозреваемого, и только спустя два дня я получил официальный документ, что я подозреваемый.

Сотрудники УГКНБ КР, работу которых на протяжении многих лет я и мои коллеги-правозащитники пытаемся улучшить, делают сейчас все возможное и невозможное, чтобы сфальсифицировать против меня уголовное дело по статьям «Мошенничество» и «Подделка документов». Сотрудники УГКНБ КР в настоящее время давят и угрожают моим клиентам, интересы которых я ранее представлял, и заставляют их писать против меня заявления, чтобы иметь хоть какие-то заявления по надуманному делу.

Все понимают, что они хотят одного: чтобы я прекратил свою 20-летнюю правозащитную деятельность против пыток, насилия и коррупции в Кыргызстане. Против тех вещей, которые неприемлемы в демократическом государстве и на борьбу с которыми я, как и вы, прикладываю все свое время и усилия.

Правозащитная деятельность

На странице общественного объединения «Вентус», учредителем которого я являюсь, есть все дела жертв пыток и беззакония, по которым я работал, вот только часть из них:

  • Глеб Перепелкин, жертва пыток, смог остаться на свободе, несмотря на принудительное признание.
  • Житель села Бакыт Жалгашев и также жертва пыток. Впервые в истории Кыргызстана были доказаны психологические пытки, и Бакыт остался на свободе.
  • Житель города Каракол и жертва пыток Адиль Торобеков был освобожден из СИЗО, и все обвинения с него были сняты.
  • Жертва насилия и пыток Арабекова смогла добиться отмены оправдательного приговора в отношении подсудимых насильников в Верховном суде КР спустя 6 лет.
  • По смерти от пыток 18-летнего Эрмека Касымова удалось добиться возбуждения уголовного дела по пыткам.
  • Скончался житель села Тамги 25-летний Кубанычбек от пыток сотрудников милиции. В результате моей работы двух сотрудников милиции ОВД Джети-Огузского района привлекли к ответственности.
  • По факту пыток Ишена Абдрашева было возбуждено первое уголовное дело по подобному поводу в Иссык-Кульской области.

Все 20 лет, которые я посвятил правозащитной деятельности, я честно работал на благо Кыргызстана, ради улучшения правоохранительной системы. Я работаю во благо простых граждан Кыргызстана, кого жестоко избивали, насиловали и запугивали сотрудники правоохранительных органов. Правозащитная деятельность очень важна для меня и страны, где я хочу видеть соблюдение прав каждого гражданина.

Это обращение состоит из фактов, доказывающих мою невиновность, и того, что сотрудники УГКНБ КР по Иссык-Кульской области по инициативе прокуратуры Иссык-Кульской области шьют против меня выдуманное уголовное дело.

Вместо того чтобы бороться с реальными преступниками в милицейских погонах, которые подрывают доверие к правоохранительной системе в Кыргызстане, сотрудники УГКНБ по Иссык-Кульской области решили бороться со мной.

Обстоятельства дела. Перейдем к фактам

В 2018 году ко мне обратились иностранные граждане Палестины, которых, по их словам, пытали сотрудники милиции ОВД Каракола. Медицинской осмотр иностранного гражданина Палестины Фади показал, что он, действительно, был подвергнут пыткам. Факт пыток также могут подтвердить сотрудники Национального центра против пыток.

Кроме пыток, иностранные граждане Палестины указали, что сотрудники правоохранительных органов подкинули им 4 грамма марихуаны для вымогательства $3 000.

Доказательства пыток граждан Палестины дали мне основание подать жалобу на тот момент времени на следователя ОВД Каракола Бахтияра Токушева и его коллег, которые, со слов иностранцев, пытали их.

Я стал незамедлительно писать жалобы о пытках с их стороны в правоохранительные органы.

Мои действия очень сильно не понравились следователю Токушеву.

Так, 10 июня 2019 года на третьем этаже здания ОВД Каракола Токушев с целью напугать меня и заставить замолчать угрожал мне служебным пистолетом. 12 июня и 4 ноября 2019 года Токушев потребовал у меня отозвать свои жалобы и пригрозил мне убийством. Свидетелями его угроз являются сотрудники ГКНБ и ОВД Каракола.

Опасаясь за свою жизнь и жизнь членов моей семьи, я подал десятки разных жалоб и заявлений в правоохранительные органы, в аппарат президента, в парламент с просьбой принять меры по факту угроз против меня и моей семьи.

Все органы - от прокуратуры до ГКНБ - постоянно отклоняли все мои жалобы. Только в 2020 году после десятка написанных жалоб мне удалось добиться того, чтобы Токушев ушел из правоохранительных органов, написав заявление об увольнении по собственному желанию.

Причина, по которой меня задержали и сфальсифицировали против меня уголовное дело по статьям «Мошенничество» и «Подделка документо», - это месть Токушева и сотрудников правоохранительных органов Каракола в отношении меня и моей правозащитной деятельности. Я стал их мишенью за то, что неоднократно жаловался, что Токушев пытал иностранцев и вымогал у них $3 000. К сожалению, суды не признавали вину Токушева из-за коррумпированности и сговора с правоохранительными органами.

29 мая в 17:35 меня задержали оперативные сотрудники УГКНБ. Как позже выяснилось, якобы для установления моей личности. Сотрудники УГКНБ прекрасно знают мою личность, мы сталкиваемся с ними изо дня в день на протяжении последних 20 лет. Более того, меня задерживают как свидетеля. Вопрос: как можно задержать меня как свидетеля, не зная мою личность?

На момент задержания я выходил из здания Каракольского городского суда, где как раз проходил процесс по моей жалобе на бездействие сотрудников ГКНБ в отношении следователя Токушева. Когда меня задержали, у меня не оказалось ID-карты гражданина Кыргызской Республики, она осталась в здании суда, откуда я выходил.

После задержания сотрудники УГКНБ начали допрашивать меня без адвоката и только после окончания допроса выдали мне постановление о задержании в качестве подозреваемого, а не свидетеля. Это постановление было составлено в 20:19, уже после моего фактического задержания и без указания состава преступления.

Уведомление о подозрении меня в совершении преступления по статье 359 часть 2 УК КР было вручено спустя два дня после задержания, 31 мая 2020 года, перед судебным процессом об избрании мне меры пресечения.

Составление процессуальных документов после фактического задержания является грубейшим нарушением процессуальных норм со стороны следователей УГКНБ Иссык-Кульской области.

Самый вопиющий факт: я получил официальные документы, что меня обвиняют в уголовных делах, только после двух дней нахождения в ИВС Каракола. Этот факт говорит лишь о том, что следователи УГКНБ КР задержали меня без законных оснований и, пока я находился в заключении, просто сфальсифицировали против меня уголовное дело.

Узнав о том, что я прохожу подозреваемым по уголовному делу, я попросил позвонить моему второму адвокату - Асантуру Молдогазиеву. Я хотел пригласить его для участия в допросе, ожидал, что ему вручат все процессуальные документы. Но сотрудники УГКНБ не звонили моему второму адвокату Молдогазиеву, а просто обманули меня, сказав, что он не берет трубку.

О том, что меня подозревают в двух статьях Уголовного кодекса КР – «Мошенничество» и «Подделка документов», моему адвокату стало известно не от следователей, а из сообщений в СМИ. 30 мая 2020 года ГКНБ разослал пресс-релиз, где говорилось о том, что меня подозревают в вышеупомянутых статьях. В материалах дела, которые позже все-таки получил мой адвокат Молдогазиев 31 мая, не было речи о «Мошенничестве», но в пресс-релизе ГКНБ она осталась.

Уголовное дело по «Подделке документов» против меня возбудили из-за медицинской справки от 2 марта 2020 года. Прокуратура Иссык-Кульской области считает, что я, заведомо зная, что справка была поддельная, использовал ее для обжалования постановления Каракольского городского суда, что является ложью.

Я действительно болел острым бронхитом, есть все доказательства, а справка не является поддельной. Зачем мне, правозащитнику, подделывать документ?

Прокуратура Иссык-Кульской области уже ранее проверяла подлинность справки. Прокуратура не нашла состава преступления в действиях сотрудников Иссык-Кульского областного центра семейной медицины, тем самым доказав, что справка не является поддельной.

В знак протеста против незаконного задержания, выдуманного уголовного дела и плохих условий содержания я объявил голодовку в ИВС. Это негативно сказалось на моем состоянии здоровья, ведь у меня осталась черепно-мозговая травма после того, как в 2006 году меня избили сотрудники аппарата омбудсмена. У меня имеются последствия перенесенного острого бронхита. В ИВС у меня сильно упало артериальное давление, и по моей просьбе сотрудники ИВС неоднократно вызывали мне скорую помощь, которая зафиксировала мои проблемы со здоровьем.

Накануне суда по избранию мне меры пресечения, 31 мая 2020 года, сотрудники УГКНБ КР по Иссык-Кульской области вывезли меня из ИВС и повезли на допрос в здание УГКНБ без присутствия моего второго адвоката Асантура Молдогазиева. Его не допустили на допрос.

Следователь в телефонном разговоре сказал моему адвокату Асантуру Молдогазиеву дождаться моего привода на допрос у главного входа в здание УГКНБ. Пока он ждал меня у главного входа, меня намеренно провели на допрос через задний вход здания УГКНБ КР по Иссык-Кульской области. Несмотря на мои просьбы позвонить моему адвокату и не начинать допрос без него, следователь полностью их проигнорировал.

Когда общественность увидела новости о моем задержании, 31 мая в соцсетях началась кампания в мою поддержку со стороны тех людей, которые знают меня, мою правозащитную деятельность и понимают, что я не способен на те преступления, которые мне приписали сотрудники УГКНБ КР по Иссык-Кульской области 31 мая. Всю свою жизнь я положил на то, чтобы бороться с преступлениями, особенно в правоохранительных органах, которые должны защищать и искать справедливости для всех граждан Кыргызстана.

Сотрудники УКГНБ КР по Иссык-Кульской области, понимая, что сфальсифицированные против меня дела стали резонансными и в них нет никаких доказательств моей вины, начали запугивать моих клиентов, чьи интересы я ранее представлял, и требовать от них написать против меня заявления. Сотрудникам УГКНБ КР, запугивая и угрожая людям, с которыми я работал, удается получить от них заявления и видеозаписи о том, что я якобы занимался мошенническими действиями. Такими недопустимыми методами они добавляют к моему делу статью "Мошенничество".

Во всем этом деле у меня, как у правозащитника и гражданина Кыргызской Республики, вызывает обеспокоенность следующее:

Нас, правозащитников, кто готов открыто бороться против пыток и беспредела со стороны правоохранительных органов, очень мало в стране. Нам постоянно угрожают и создают препятствия в нашей работе, но это наше призвание - помогать людям искать справедливости и бороться с пытками, коррупцией и насилием в государственных органах. Именно поэтому мы продолжаем браться за новые дела, стучаться в закрытые двери и выступать против тех, кто потом, как в моем случае, используя свое служебное положение, фальсифицирует против нас уголовные дела.

Прошу 

Уважаемый Сооронбай Шарипович! Вы не раз говорили о борьбе с коррупцией и о реформах правоохранительной системы с момента вашего вступления в должность президента Кыргызской Республики. Я полностью поддерживаю ваше намерение и, как честный гражданин Кыргызстана, который посвятил всю свою жизнь борьбе с беспределом в правоохранительных органах, прошу вас обеспечить:

  • справедливое рассмотрение моего дела в суде;
  • соблюдение закона о подследственности;
  • прекращение давления на свидетелей и их запугивание;
  • выдачу протокола судебного заседания от 31 мая (я не получил копию данного протокола по сей день).

Сотрудники УГКНБ КР по Иссык-Кульской области всеми силами пытаются сфальсифицировать против меня уголовное дело из мотивов личной мести и, скорее всего, не остановятся без вашего вмешательства.

Прошу вас принять безотлагательные меры по моему незаконному задержанию и сфальсифицированному делу против меня.

Очень надеюсь на вашу помощь как гаранта Конституции Кыргызской Республики!

С надеждой на справедливость, правозащитник Камиль Рузиев».