Мульт KG: есть ли будущее?
«Кыргызфильм» возрождает анимацию, а частники снимают первые мультфильмы в 3D. Почему родина «кыргызского чуда» до сих пор не прославилась своими мультфильмами? Из-за чего прикрываются проекты? И есть ли у отечественной мультипликации надежда на будущее? Серьезный материал на детскую тему подготовила корреспондент April.kg.
«Отстали от соседних государств на 20 лет»
Первый мультфильм Советской Киргизии вышел в 1978 году, в самый разгар феномена кыргызского киночуда, спустя 20 с лишним лет после появления первого кыргызского цветного фильма. «Цифры спорят» стал азбукой для последующего поколения аниматоров. И в числе тех, кто создавал эту азбуку, был кинохудожник Сагын Ишенов, «основатель кыргызской мультипликации» скажут про него позже. Как вспоминает он сам, учились методом проб и ошибок. Помогали коллеги из других союзных киностудий. Даже отснятые ленты первого мультфильма раскрашивали в Москве - у нас еще не было проявки цветной пленки.
«При помощи мультфильмов мы хотели воспитать молодежь, развить кыргызский язык. Ведь мы отстали от соседних государств на 20 лет. Уже в 1976-м у всех были свои мультфильмы, а у нас нет. Хотя у нас так много художественных произведений, почти готовые сценарии», - говорит режиссер-мультипликатор Сагын Ишенов.
Мультипликаторы советской Киргизии успели создать более 30 мультфильмов. Это и «Плывущее яблоко», и «Верблюжонок Ботолой», и «Два зайчонка» и многие другие. В прокат успели выйти не все. А потом развал Советского Союза, и анимационная студия постепенно прекращает свое существование. Не до мультиков. Если только рекламные. И вот Кыргызстан становится этаким Китаем в плане рабочей силы аниматоров. Минута - от $300 и выше у нас, против $2 тысяч за минуту рекламного мультика в той же России.
Самостоятельные попытки возродить анимацию
Первый анимационный сериал в Кыргызстане современном – «Керемет Коч». Проект не государства, а международной организации ЮНИСЕФ. Всего, начиная с 2007 года, на экраны вышло более 500 серий. Впервые детские персонажи заговорили действительно детскими голосами, а не искаженными взрослыми.
«Это был первый мультфильм, первый опыт с нами, когда дети озвучивали уже детей. Это не один мой труд, я просто дал голос этому персонажу, а оживили его куча ребят», - вспоминает актер дубляжа Дастан Мадалбеков.
Именно его голосом целых четыре года общался с ребятами по ту сторону экрана герой «Керемет Коч» Актан. Дастана позвали на студию, когда ему было 11. Сегодня Дастан - начинающий режиссер. Учится на 4-м курсе ВГИКа и уже снимает первые фильмы.
Кыргызские эпосы на экране
А не замахнуться ли на эпос наш, «Манас», решает студия «Айтыш фильм» в 2010 году и приступает к созданию полнометражного мультфильма. Помочь обещает президент переходного периода Роза Отунбаева, но деньги так и не выделяет. Собственных средств фонда - $50 тысяч - хватает только на покупку оборудования и минутный трейлер. И пока наш «Манас» ждет своего часа, в Китае анонсируют создание своего 3D-мультфильма по мотивам кыргызского эпоса. Тридцать серий по 13 минут.
Кыргызский «Эр-Тоштук» в 2012-м почти повторяет историю «Манаса» - минутный трейлер есть, а полнометражного анимационного фильма - нет. Средства, выделенные международным фондом, закончились еще на первом этапе работы. Но руководитель почившей частной анимационной студии «Бигим» Андрей Ли не теряет надежды когда-нибудь все же завершить начатое.
«Тут надо начинать не с самого мультика, а со школы анимации, потому что такую работу можно сделать только в большой команде - художников, аниматоров. Потому что это очень трудоемкая работа», - считает экс-руководитель анимационной студии «Бигим» Андрей Ли.
По его словам, «Эр-Тоштук» является одним из самых древних, философских и социокультурных эпосов. В нем очень большой потенциал для творчества.
«Создание такого материала может сегодня частично воспитывать молодежь, направлять ее в нужное русло. Прежде всего, сейчас мы работаем над тем, чтобы найти как можно больше единомышленников – популяризация и продвижение эпического наследия, как минимум, среди населения, и как максимум – это найти и искать ресурсы, которые позволят нам продолжить эту работу в части создания полнометражного анимационного фильма. И это архибольшая и архисложная задача, но при этом ее вполне можно воплотить на очень высоком уровне. Есть много причин системных, которые очень жестко держат эту политику не вкладывания ресурсов, хотя потенциал у нас большой», - уверен Андрей Ли.
То, что не удалось нашим аниматорам, смогли казахские - в 2013-м на экраны вышел полнометражный 3D-мультфильм «Эр-Тостик» по казахскому эпосу. Проект государственный.
«Аку» - первый кыргызский полнометражный, который смог. Благодаря энтузиазму режиссера Толгобека Койчуманова и поддержке частной анимационной студии. 90 тысяч эскизов, три года работы и довольно скромный, по меркам рынка анимации, бюджет - 3 миллиона сомов. Трогательную историю любви, сюжет, атмосферу высоко оценили на международном показе в Эстонии. Но отметили, что создателям явно не хватило опыта.
Сегодня Толгобек Койчуманов пишет картины, создает на злобу дня мультсериал «Коб» (нецензурного содержания) и повторять свой подвиг не спешит.
«Если делать фильм, то только с хорошей командой, большой. Одному делать очень сложно, и много времени забирает», - говорит Толгобек Койчуманов.
Реакция со стороны государства
Только в июле 2017 года в стране, наконец, возродили государственную анимационную студию - на базе «Кыргызфильма». Здесь же работает и сын основателя кыргызской мультипликации Сагына Ишенова - Рат Ишенов. С детства наблюдавший за тем, как оживают картинки, он мечтал когда-нибудь тоже стать причастным к этому волшебству. Но окончил архитектурный и только в 30 с лишним лет пришел к анимации.
«У меня мечта была заняться этим на киностудии, сделать это в команде, потому что у кого-то одного есть идеи, у другого более ярче получается подобрать цвета, у третьего тот же фон лучше получается, а кто-то лепит лучше всех. И в итоге, когда есть много рук, создаются большие значимые картины», - говорит художник-аниматор Рат Ишенов.
Уже скоро маленькие зрители увидят сказку «Куч бирдикте» - на создание 7-минутной истории у аниматоров ушло четыре месяца. Впереди еще один проект - короткометражка по кыргызской народной сказке про злого волка и доброго старика.
«Каждый предлагает своих персонажей, мы все это обсуждаем дружно и, думаю, скоро к чему-то придем. И уже приступим к производственной части. Где-то к осени мы должны его закончить и уже представить зрителям», - рассказывает Нурбек Джумакалиев, режиссер, руководитель возрожденной анимационной студии «Кыргызфильма».
Еще один отечественный полнометражный проект пока на уровне обещаний: 3D-мультфильм «Карагул». Это сказка про охотника и его сына, который изобретает разные предметы, чтобы облегчить суровую жизнь кочевников. Выход картины намечен на осень 2018 года. Трейлер уже есть.
"Our party will support Pedro Sanchez for presidency in Socialist International", - Temirlan Sultanbekov
Популярные
Важные
Выбранная дата: