Мульт KG: есть ли будущее?

Мульт KG: есть ли будущее?

«Кыргызфильм» возрождает анимацию, а частники снимают первые мультфильмы в 3D. Почему родина «кыргызского чуда» до сих пор не прославилась своими мультфильмами? Из-за чего прикрываются проекты? И есть ли у отечественной мультипликации надежда на будущее? Серьезный материал на детскую тему подготовила корреспондент April.kg.

«Отстали от соседних государств на 20 лет»

Первый мультфильм Советской Киргизии вышел в 1978 году, в самый разгар феномена кыргызского киночуда, спустя 20 с лишним лет после появления первого кыргызского цветного фильма. «Цифры спорят» стал азбукой для последующего поколения аниматоров. И в числе тех, кто создавал эту азбуку, был кинохудожник Сагын Ишенов, «основатель кыргызской мультипликации» скажут про него позже. Как вспоминает он сам, учились методом проб и ошибок. Помогали коллеги из других союзных киностудий. Даже отснятые ленты первого мультфильма раскрашивали в Москве - у нас еще не было проявки цветной пленки.

«При помощи мультфильмов мы хотели воспитать молодежь, развить кыргызский язык. Ведь мы отстали от соседних государств на 20 лет. Уже в 1976-м у всех были свои мультфильмы, а у нас нет. Хотя у нас так много художественных произведений, почти готовые сценарии», - говорит режиссер-мультипликатор Сагын Ишенов.

Мультипликаторы советской Киргизии успели создать более 30 мультфильмов. Это и «Плывущее яблоко», и «Верблюжонок Ботолой», и «Два зайчонка» и многие другие. В прокат успели выйти не все. А потом развал Советского Союза, и анимационная студия постепенно прекращает свое существование. Не до мультиков. Если только рекламные. И вот Кыргызстан становится этаким Китаем в плане рабочей силы аниматоров. Минута - от $300 и выше у нас, против $2 тысяч за минуту рекламного мультика в той же России.

Самостоятельные попытки возродить анимацию

Первый анимационный сериал в Кыргызстане современном – «Керемет Коч». Проект не государства, а международной организации ЮНИСЕФ. Всего, начиная с 2007 года, на экраны вышло более 500 серий. Впервые детские персонажи заговорили действительно детскими голосами, а не искаженными взрослыми.

«Это был первый мультфильм, первый опыт с нами, когда дети озвучивали уже детей. Это не один мой труд, я просто дал голос этому персонажу, а оживили его куча ребят», - вспоминает актер дубляжа Дастан Мадалбеков.

Именно его голосом целых четыре года общался с ребятами по ту сторону экрана герой «Керемет Коч» Актан. Дастана позвали на студию, когда ему было 11. Сегодня Дастан - начинающий режиссер. Учится на 4-м курсе ВГИКа и уже снимает первые фильмы.

Кыргызские эпосы на экране

А не замахнуться ли на эпос наш, «Манас», решает студия «Айтыш фильм» в 2010 году и приступает к созданию полнометражного мультфильма. Помочь обещает президент переходного периода Роза Отунбаева, но деньги так и не выделяет. Собственных средств фонда - $50 тысяч - хватает только на покупку оборудования и минутный трейлер. И пока наш «Манас» ждет своего часа, в Китае анонсируют создание своего 3D-мультфильма по мотивам кыргызского эпоса. Тридцать серий по 13 минут.

Кыргызский «Эр-Тоштук» в 2012-м почти повторяет историю «Манаса» - минутный трейлер есть, а полнометражного анимационного фильма - нет. Средства, выделенные международным фондом, закончились еще на первом этапе работы. Но руководитель почившей частной анимационной студии «Бигим» Андрей Ли не теряет надежды когда-нибудь все же завершить начатое.

«Тут надо начинать не с самого мультика, а со школы анимации, потому что такую работу можно сделать только в большой команде - художников, аниматоров. Потому что это очень трудоемкая работа», - считает экс-руководитель анимационной студии «Бигим» Андрей Ли.

По его словам, «Эр-Тоштук» является одним из самых древних, философских и социокультурных эпосов. В нем очень большой потенциал для творчества.

«Создание такого материала может сегодня частично воспитывать молодежь, направлять ее в нужное русло. Прежде всего, сейчас мы работаем над тем, чтобы найти как можно больше единомышленников – популяризация и продвижение эпического наследия, как минимум, среди населения, и как максимум – это найти и искать ресурсы, которые позволят нам продолжить эту работу в части создания полнометражного анимационного фильма. И это архибольшая и архисложная задача, но при этом ее вполне можно воплотить на очень высоком уровне. Есть много причин системных, которые очень жестко держат эту политику не вкладывания ресурсов, хотя потенциал у нас большой», - уверен Андрей Ли.

То, что не удалось нашим аниматорам, смогли казахские - в 2013-м на экраны вышел полнометражный 3D-мультфильм «Эр-Тостик» по казахскому эпосу. Проект государственный.

«Аку» - первый кыргызский полнометражный, который смог. Благодаря энтузиазму режиссера Толгобека Койчуманова и поддержке частной анимационной студии. 90 тысяч эскизов, три года работы и довольно скромный, по меркам рынка анимации, бюджет - 3 миллиона сомов. Трогательную историю любви, сюжет, атмосферу высоко оценили на международном показе в Эстонии. Но отметили, что создателям явно не хватило опыта.

Сегодня Толгобек Койчуманов пишет картины, создает на злобу дня мультсериал «Коб» (нецензурного содержания) и повторять свой подвиг не спешит.

«Если делать фильм, то только с хорошей командой, большой. Одному делать очень сложно, и много времени забирает», - говорит Толгобек Койчуманов.

Реакция со стороны государства

Только в июле 2017 года в стране, наконец, возродили государственную анимационную студию - на базе «Кыргызфильма». Здесь же работает и сын основателя кыргызской мультипликации Сагына Ишенова - Рат Ишенов. С детства наблюдавший за тем, как оживают картинки, он мечтал когда-нибудь тоже стать причастным к этому волшебству. Но окончил архитектурный и только в 30 с лишним лет пришел к анимации.

«У меня мечта была заняться этим на киностудии, сделать это в команде, потому что у кого-то одного есть идеи, у другого более ярче получается подобрать цвета, у третьего тот же фон лучше получается, а кто-то лепит лучше всех. И в итоге, когда есть много рук, создаются большие значимые картины», - говорит художник-аниматор Рат Ишенов.

Уже скоро маленькие зрители увидят сказку «Куч бирдикте» - на создание 7-минутной истории у аниматоров ушло четыре месяца. Впереди еще один проект - короткометражка по кыргызской народной сказке про злого волка и доброго старика.

«Каждый предлагает своих персонажей, мы все это обсуждаем дружно и, думаю, скоро к чему-то придем. И уже приступим к производственной части. Где-то к осени мы должны его закончить и уже представить зрителям», - рассказывает Нурбек Джумакалиев, режиссер, руководитель возрожденной анимационной студии «Кыргызфильма».

Еще один отечественный полнометражный проект пока на уровне обещаний: 3D-мультфильм «Карагул». Это сказка про охотника и его сына, который изобретает разные предметы, чтобы облегчить суровую жизнь кочевников. Выход картины намечен на осень 2018 года. Трейлер уже есть.