21.01.2021 11:16

Особое мнение членов ЦИК: Почему Садыр Жапаров не мог баллотироваться на пост президента

Особое мнение членов ЦИК: Почему Садыр Жапаров не мог баллотироваться на пост президента

Члены Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Гульнара Джурабаева и Адилет Сатыгулов выразили особое мнение относительно установления итогов голосования и определения результатов досрочных выборов президента Кыргызстана, прошедших 10 января 2021 года.

Соглашаясь с тем, что прошедшие выборы позволяют с достоверностью установить итоги волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, они указали на имевшие в ходе организации и проведения выборов нарушения, которые, по их мнению, повлияли на легитимность результатов досрочных выборов президента.

Текст особого мнения Джурабаева опубликовала на своей странице в Facebook:

1. По вопросу регистрации кандидата Садыра Жапарова

Очевидно, что, согласно требованиям Конституционного закона "О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", досрочные выборы президента назначаются или считаются назначенными не позднее 7 дней со дня подачи в отставку действующего президента, то есть не позднее 23 октября 2020 года. Таким образом Жапаров, изначально готовившийся и заявлявший о своем намерении участвовать в досрочных президентских выборах, пренебрег конституционным запретом, согласно которому исполняющий обязанности президента не вправе быть кандидатом на должность президента. Этот запрет изначально направлен на недопустимость использования огромного административного ресурса, который дает совмещение должностей главы государства и главы правительства. Таким образом Жапаров, как глава правительства, исполняющий обязанности главы государства, не вправе был баллотироваться на пост главы государства, а Центризбирком должен был отказать в регистрации его кандидатуры по причине нарушения требований статьи 68 Конституции.

Кроме того, Жапаров, не предоставив документ о сложении полномочий президента, не мог быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность президента. Согласно ч. 2. ст. 68 Конституции, "должностные лица, исполняющие полномочия президента, не вправе … быть кандидатом на должность президента на досрочных выборах президента". Данная норма Конституции требует не только сложения соответствующих полномочий кандидатом, но и представления в ЦИК КР документа, подтверждающего сложение им полномочий исполняющего главы государства. Игнорирование кем-либо из кандидатов предписанных законом процедур подачи необходимых документов должно было привести к отказу в регистрации такого кандидата. Однако 14 декабря 2020 года ЦИК зарегистрировал Жапарова кандидатом, в связи с чем мы проголосовали против данного решения ЦИК и изложили свою позицию в особом мнении.

2. По вопросу избирательных фондов

Прозрачность вкладов в избирательный фонд Садыра Жапарова не была обеспечена должным образом. Хотя требования Конституционного закона по лимиту вкладов формально были соблюдены, вопросы относительно взноса в размере 15 млн сомов, внесенного кандидатом С. Жапаровым в собственный избирательный фонд, остались без ответа. Не были подтверждены документально или другим способом утверждения кандидата о том, что это деньги его избирателей – пенсионеров. Как минимум эта часть финансовых операций проводилась не через банковский счет, что является нарушением требований законодательства.

Неясным осталось, как эти средства собирались, кто был их сборщиком, оформлялись ли они бухгалтерскими документами.

Из-за отсутствия необходимых документов было невозможно проверить, нет ли среди вносителей граждан и/или юридических лиц, которые не имели право участвовать в финансировании избирательных кампаний.

3. Агитационная кампания на выборах

Условия для проведения агитационной кампании не могли быть равными из-за преимуществ финансового характера и использования административного ресурса. В социальных сетях и мессенджерах размещались видео- и аудиоматериалы, в ЦИК поступали жалобы о том, что некоторые руководители в регионах (Токмак, Кара-Суу, Кара-Куль) принуждали участвовать в агитационных мероприятиях своих сотрудников. Данные материалы и жалобы направлялись в правоохранительные органы и не были расследованы должным образом, что также может расцениваться как дополнительное преимущество от использования административных рычагов, предоставляемых одному из кандидатов.

Дебаты на общественном телеканале ОТРК продемонстрировали непрофессионализм и предвзятость их организаторов в отношении некоторых кандидатов.

Такое поведение не только свидетельствовало о нарушении базовых принципов беспристрастности, но и могло повлиять на мнение избирателей в отношении этих кандидатов.

"В связи с вышеизложенным считаем, что имевшие место отступления от требований Конституции Кыргызстана и Конституционного закона "О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша" не позволяют признать результаты досрочных выборов президента, прошедших 10 января 2021 года", - отмечается в заявлении Джурабаевой и Сатыгулова.