02.04.2020 17:09

Правовая клиника «Адилет» провела анализ законопроекта о назначении референдума (полный текст)

Правовая клиника «Адилет» провела анализ законопроекта о назначении референдума (полный текст)

Правовая клиника «Адилет» провела анализ законопроекта о назначении референдума на 4 октября, который инициировал депутат парламента от фракции «Республика - Ата Журт» Курманкул Зулушев.

По его мнению, на предстоящем референдуме граждане должны выбрать форму правления в Кыргызстане - президентскую или парламентскую.

С полный текстом анализа ПК «Адилет» вы можете ознакомиться по ссылке. Приводим важные тезисы из него.

Референдум приведет к смене Конституции

В случае проведения референдума, независимо от того, выберет население парламентскую или президентскую форму государственного управления, его результаты неизбежно приведут к необходимости внесения изменений в Конституцию.

При этом для инициирования Жогорку Кенешем изменений установлен особый усложненный порядок.

Следует вывод, что если проект закона о назначении референдума неизбежно повлечет за собой внесение изменений в Конституцию КР, то, по нашему мнению, он должен вноситься в рамках процедуры, предусмотренной частью 2 статьи 114 Конституции КР – если изменения вносятся Жогорку Кенешем, то по инициативе большинства от общего числа депутатов (т.е. минимум 61 депутат), если изменения выносятся на референдум, то по инициативе не менее 2/3 от общего числа депутатов (т.е. минимум 81 депутат). При этом в самом проекте закона должны быть обязательно прописаны, какие именно изменения будут вноситься в Конституцию КР.

Однако законопроект был инициирован лишь одним депутатом.

Вопросы должны быть не только по форме правления, но и по полномочиям

Гражданам предлагается выбрать на референдуме либо президентскую, либо парламентскую форму государственного управления.

Форма государственного управления не определяется лишь одним ее названием.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и населением, и степень участия населения в их формировании.

В мире не существует универсальной формулы, которая бы определяла полный перечень компетенций как при президентской, так и при парламентской формах государственного управления, для каждой из стран это свой определенный набор компетенций.

Однако предлагаемая постановка вопроса практически не дает ответа, каким образом изменится форма государственного управления в случае проведения референдума? Каким образом изменятся компетенции и полномочия президента и парламента? Будут ли изменяться сроки их деятельности? Изменится ли объем компетенций действующего президента? Каким образом будет устроена система сдержек и противовесов? И многие другие вопросы.

Выставляя вопрос о выборе формы государственного управления, на референдум должен выноситься не только вопрос о названии формы госуправления, должны выноситься все вопросы, касающиеся порядка образования высших госорганов власти, сроков их деятельности и компетенции, порядок взаимодействия органов между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

При этом по каждому вопросу или блоку вопросов гражданам должна быть предоставлена возможность проголосовать отдельно. Иными словами, граждане, голосующие на референдуме, должны знать, за что именно они голосуют и к каким последствиям это приведет.

По каждому изменению должен ставиться отдельный вопрос

Согласно части 2 статьи 7 Конституционного закона КР «О референдуме Кыргызской Республики», вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и можно было дать лишь однозначный ответ.

Гипотетически представим такую ситуацию, что граждане проголосовали, дважды ответив «Нет». Это маловероятно, но все же возможно. Тогда к каким последствиям приведут результаты такого голосования? Следуя логике, должна быть и не президентская и не парламентская система государственного управления? Смешанная система?

Это еще раз говорит в пользу доводов о том, что по каждому из предлагаемых и предполагаемых изменений должен ставиться отдельный вопрос.

А деньги есть?

В 2016 году в Кыргызстане референдум был совмещен с запланированными выборами в местные кенеши. Для чего из бюджета дополнительно было выделено порядка 363,7 млн сомов относительно утвержденного бюджета 2016 года.

Таким образом, даже при совмещении парламентских выборов и референдума, из бюджета потребуются дополнительные средства, о чем и говорится в справке-обосновании.

Учитывая сложившуюся ситуацию, связанную с распространением коронавируса и сопутствующими факторами снижения экономических показателей и возможного дефицита бюджета, насколько будет целесообразно проводить референдум и изыскивать на него дополнительные денежные средства?

Другим аспектом является то, что на сегодняшний момент неизвестно, когда закончится эпидемия коронавируса. Вместе с этим в законодательстве существует прямое ограничение на проведение референдума в случае введения чрезвычайного положения.

Согласно части 1 статьи 9 Закона КР «О референдуме», референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных местностях.

Итог

Правовая клиника «Адилет» предлагает комитету по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша рекомендовать Жогорку Кенешу КР отклонить законопроект в первом чтении и направить его на доработку.