19.11.2019 09:30

С какими вызовами столкнутся президент и депутаты ближайшие пять лет? Мнение эксперта

С какими вызовами столкнутся президент и депутаты ближайшие пять лет? Мнение эксперта

Эксперт, доктор политических наук Азамат Темиркулов выступил с обращением к президенту Кыргызстана Сооронбаю Жээнбекову и депутатам Жогорку Кенеша. В нем он рассказал о возможных сценариях, которые ждут Кыргызстан в случае того или иного действия главы государства. Далее приводим мнение эксперта.

«Уважаемый Сооронбай Шарипович!

Уважаемые депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики!

В предстоящие пять лет Кыргызстан, и вы лично, как его руководители, столкнетесь со следующими вызовами.

Во-первых, ухудшится социально-экономическая ситуация в стране. В результате соперничества в рамках ЕАЭС многие отечественные предприниматели не выдерживают конкуренции с производителями более крупных соседей, особенно сильно это коснулось фермеров. Экспорт швейной промышленности неуклонно падает. Рост нашего ВВП составляет 4% в год, что для развивающейся страны недостаточно (в Узбекистане 5,8%, в Туркменистане 6%, а в Таджикистане 7%). Более того, как Вы знаете, пик выплат по государственным долгам, приходится на период Вашего правления и наступит в 2023 году. Если в настоящее время выплаты составляют около 200 млн долларов в год, то на пике они достигнут 300 млн.

Это ляжет тяжелым бременем на бюджет и экономику Кыргызстана.

Наблюдаемый сегодня рост ВВП в 4% недостаточен для того, чтобы безболезненно покрыть рост выплат внешнего долга, который увеличится на 50%. Все эти факторы негативно скажутся на социально-экономической ситуации в стране.

Во-вторых, обострятся проблемы в сфере национальной безопасности, которые накапливались все предыдущие 28 лет. Массовая миграция из южных областей страны привела к обезлюживанию наиболее уязвимых территорий.

Давление ползучей миграции со стороны соседей методично повышает напряжение в приграничной зоне. К глубокому сожалению, эта тенденция будет только усугубляться.

Период 2020 года и последующих лет может стать наиболее острой фазой эскалации конфликта за всю его историю. Это объясняется тем, что Таджикистан находится на пороге парламентских и президентских выборов 2020 года, когда риск возможной внутренней дестабилизации в стране может дойти до пика. В данной ситуации власти Таджикистана могут быть заинтересованы в эскалации внешних конфликтов для отвлечения внимания протестных слоев населения.

В-третьих, тенденция снижения качества государственного управления достигнет своего апогея. За 28 лет государственная служба, созданная во времена Советского Союза, была разрушена повсеместной коррупцией и землячеством. На руководящие должности приходили люди, не имеющие ни заслуг, ни даже опыта работы на госслужбе. Большинство компетентных кадров ушли в международные организации и проекты. Институциональная память и практика передачи опыта оборвалась с уходом тех, кто вышел на пенсию в начале 2000-ых.

Сегодня в госслужбу приходит много неопытной молодежи, и, страшно то, что она встречается там с руководителями среднего и высшего звена, не имеющими достаточной компетенции и опыта государственного управления.

В институтах власти появилось много граждан, целью которых является защита собственного бизнеса, а также граждан, которые громко кричат о патриотизме, но не имеют никакого квалифицированного представления о государственном устройстве. Данная ситуация крайне негативно отразится на госуправлении в момент кризисов, которые описаны выше. Некомпетентные решения и их исполнение рискуют еще больше усугубить ситуацию.

Вышеупомянутые накопившиеся за 28 лет проблемы рискуют обостриться именно в период вашего правления. В следующие пять лет угрозы в сфере национальной безопасности, на фоне сложного социально-экономического положения и некомпетентного госуправления рискуют создать потенциально взрывоопасную обстановку в стране. Дальнейшая ситуация вероятно будет развиваться по одному из двух сценариев.

1. Негативный сценарий

В 2020 году выборы в Жогорку Кенеш проходят согласно действующему законодательству. Так как порог 9% могут преодолеть только финансово состоятельные партии, они вынуждены набирать в свои ряды крупных бизнесменов, имеющих средства и опыт управления бизнесом, но не обладающих достаточными знаниями и навыками в макроэкономике, госуправлении, безопасности и политике.

Для прохождения высокого порога политические партии объединяются в коалиции и укрупняются, но объединения происходят не вокруг идеологий и программ развития (потому что они существуют только формально), а вокруг отдельных групп интересов.

Таким образом, в Жогорку Кенеше формируется депутатский состав, имеющий очень низкий уровень компетенции управления государством. Кроме того, репрезентативность ЖК очень узкая, так как многие политические партии не смогли пройти 9% порог и остались за бортом парламента. Недовольство и фрустрация населения тем, что парламент представляет только узкую группу населения, нарастает по мере ухудшения социально-экономического положения населения, некомпетентных решений, а также обострения проблем национальной безопасности.

Слабый Жогорку Кенеш формирует некомпетентное правительство, которое не способно принимать адекватные решения на вышеуказанные вызовы в сфере экономики, безопасности и госуправлении, что приводит к дальнейшему обострению ситуации.

В результате хаос на отдельных участках южных границ, проблемы с выплатами внешнего долга, обнищание населения, паралич госуправления рискуют привести к политическому кризису, который может повергнуть государство в полный коллапс. Кудайым сактасын мындай сценарийден…

2. Позитивный сценарий

В 2020 году выборы в Жогорку Кенеш проходят согласно новым правилам с пониженным порогом в 5% и с голосованием за конкретного кандидата внутри открытых партийных списков. Отвечая на требования электората, политические партии стараются разбавить свои списки учеными, юристами, военными, и другими представителями интеллигенции. В ЖК проходит определенный процент кандидатов имеющих представление о государственных проблемах и путях их решения.

Качественный состав нового созыва позволяет сформировать дееспособное правительство, которое может адекватно решать вышеуказанные проблемы в социально-экономической сфере, сфере безопасности и госуправлении.

Парламент представляет большую часть избирателей, так как партии сумели преодолеть порог в 5% и не остались на улице. Имеющееся относительное доверие населения к власти снижает риски дестабилизации. Кыргызстан, а вместе с ним и Вы лично, успешно проходит период политической турбулентности. Кудайым буюрса.

Исходя из вышеизложенного, представляется критически необходимым обеспечить возможность прохождения в новый состав парламента представителей общества имеющих должный уровень компетенции в решении государственных проблем. Это может быть достигнуто: а) снижением избирательного порога до 5%, б) введением преференциального голосования по открытым спискам, в) обеспечением справедливых, конкурентных и открытых выборов.

Для реализации этих рекомендаций у вас есть все необходимое: время, финансы и человеческие ресурсы.

Нужна только политическая воля, ваша воля, от которой будет зависеть будущее нашей страны и 6 миллионов ее граждан.

Уважаемый Сооронбай Шарипович!

Уважаемые депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики!

В мире насчитывается 4 тысячи народов и только 195 из них имеют свои государства. На примере курдов (40 млн) и уйгуров (20 млн) мы видим какие страдания и унижения в ХХI веке терпят народы не имеющие своих государств. Наше, свое, Кыргызское государство это бесценное наследие, которое нам оставили предки и которое мы обязаны передать нашим потомкам, чтоб они могли свободно жить и развиваться в своей собственной стране.

Мы больше не можем отдавать наше государство в руки алчных эгоистов и малограмотных, но амбициозных и самоуверенных популистов!

Продолжение этой крайне негативной тенденции может поставить под вопрос само существование госаппарата, а вместе с ним и государства Кыргызская Республика. Реальность таких опасений подтверждают события 2005 и 2010 годов.

Сейчас, когда страна стоит на пороге серьезных вызовов, мы все, и вы в первую очередь, должны сделать все возможное для того, чтобы во власть пришли бескорыстные и компетентные люди. Веря, что вы искренне желаете процветания своей стране и достойной жизни своим детям, я призываю вас подойти крайне ответственно к вопросу парламентских выборов 2020 года и принять правильное решение. Именно от этого Вашего решения будет зависеть дальнейшая судьба нашего государства и его народа.

Пользуясь случаем, поздравляю вас, уважаемый Сооронбай Шарипович, с днем рождения! Желаю Вам крепкого здоровья, мудрости и терпения. Пусть ваше имя на века войдет в историю Кыргызской Республики как имя правителя, который создал самое главное в государственном устройстве - компетентную политическую элиту. Именно этого ждет от вас сегодня народ».