02.04.2021 17:47

В Кыргызстане узаконили прослушку адвокатов? Комментарий юриста

В Кыргызстане узаконили прослушку адвокатов? Комментарий юриста

Теперь в Кыргызстане могут прослушивать телефонные и иные переговоры адвокатов с их подзащитными. Об этом говорится в Законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере уголовного законодательства» от 10 марта 2021 года №29, который вступил в силу 29 марта текущего года, заявил адвокат Замир Жоошев.

Указанным законом, в частности, исключен второй абзац части 1 статьи 223 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, устанавливающий прямой запрет на проведение прослушивания переговоров между подозреваемым, обвиняемым и его защитником.

Отныне, при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, следователь на основании постановления следственного судьи вправе произвести их контроль и запись.

В то же время, в соответствии со статьями 24 и 40 Основного закона Кыргызской Республики каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи адвоката. Согласно статье 30 Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В свою очередь, статья 29 Конституции Кыргызской Республики запрещает собирать, хранить, использовать и распространять конфиденциальную информацию.

Иначе говоря, несмотря на исключение из УПК КР нормы, устанавливающей прямой запрет на прослушку адвокатов, продолжают сохраняют законную силу нормы Конституции и иных законов, гарантирующих адвокатскую тайну. Однако на практике, вопреки указанным положениям нормативно-правовых актов, поправки в УПК Кыргызской Республики создадут благоприятные условия для посягательства должностных лиц правоохранительных органов к сведениям, составляющим адвокатскую тайну. Ведь до этого осуществлялись контроль и запись переговоров адвокатов с их подзащитными. И делалось это при прямом запрете на подобные деяния.