07.04.2020 11:41

Режим ЧП. Юристы Кыргызстана потребовали внести адвокатскую деятельность в список разрешенных

Режим ЧП. Юристы Кыргызстана потребовали внести адвокатскую деятельность в список разрешенных

Общественный фонд «Юристы за права человека» выступили с обращением к Жогоркуу Кенешу, Правительству и комендатурам Бишкека и регионов. Они требуют внести адвокатскую деятельность в список разрешенных во время режима ЧП.

Текст заявления адвокатов приводим ниже без сокращений:

«Призываем Жогорку Кенеш, Правительство и Комендатуры Бишкека и регионов незамедлительно обеспечить неукоснительное соблюдение законности и прав человека, — внести, должным образом, в список разрешенных видов деятельности в период действия режима ЧП — профессиональную адвокатскую деятельность, не нарушать Конституцию КР, не чинить препятствия адвокатам, по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам.

Согласно международным стандартам, любое ограничение Конституционных прав человека должно быть обоснованно и соразмерно целям, поставленным государством в условиях чрезвычайного положения (далее-ЧП), для сохранения национальной безопасности страны, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности населения, защиты прав и свобод своих граждан.

В Конституции Кыргызской Республики заложено, что народ Кыргызстана стремится утвердить верховенство права, обеспечить социальную справедливость, а также экономическое благосостояние и духовное развитие народа.

В части 3 статьи 40 Конституции КР гарантировано, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренном законом, юридическая помощь оказывается за счет государства. Конституция КР статья 16 регламентирует, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание законодательной деятельности. исполнительной власти и органов местного самоуправления. Далее, в статья 24 Конституции указано, с момента фактического лишения свободы лицу обеспечивается безопасность, предоставляется возможность защищать себя лично, пользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката.

В статье 45 УПК КР конкретизировано то, что подозреваемый имеет право защищать себя лично или при помощи выбранного им адвоката с момента уведомления о подозрении в совершении преступления или проступка, а при задержании —  с момента фактического задержания на гарантируемую государством юридическую помощь, в случае отсутствия выбранного им защитника.

После того, как Указами Президента Кыргызской Республики С.Ш. Жээнбекова за №№ 55, 56 и 57 от 24.03.2020 года было введено чрезвычайное положение ( далее по тексту ЧП) на период с 25 марта по 15 апреля 2020 года, — в каждом из регионов КР были созданы комендатуры на период введения ЧП, назначены коменданты, и в период с 25.03. по 31.03. 2020 года были изданы 17-ть Приказов для обеспечения работы в режиме ЧП.

Следует отметить, что в конституционном Законе Кыргызстана «О чрезвычайном положении», (далее- КЗ КР о ЧП), прописано: чрезвычайное положение — временная мера, вводимая на всей территории страны либо в отдельных  ее местностях, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности её граждан и защиты конституционного строя и представляющий особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

При этом надо четко осознавать, что данная временная мера — чрезвычайное положение, применяется исключительно в интересах обеспечения безопасности ее граждан и защиты конституционного строя, — что дает право называть этот закон Конституционным.

Более того, в ст. 6 КЗ КР о ЧП прописано, что вовремя ЧП Кыргызская Республика руководствуется принципами законности, гласности и временности.

Введение режима ЧП не отменяет положения Основного закона страны и гарантированные им права и свободы человека, напротив, согласно ст.4 Конституции КР, запрещается внесение изменений в настоящую Конституцию во время чрезвычайного и военного положения. Казалось бы, все достаточно ясно и понятно, но на практике все обстоит совершенно по-иному, — а именно наши сограждане, в это сложное время не могут осуществить свое законное право воспользоваться квалифицированной юридической помощью выбранного ими юриста или адвоката, для защиты своих интересов.

Причина этого достаточно банальная на первый взгляд, на сегодняшний день в режиме ЧП, юристы и адвокаты не имеют физической возможности заниматься своей адвокатской деятельностью, из-за отсутствия у них специальных разрешительных документов на беспрепятственное передвижение до места назначения, связанное с их непосредственной работой. В ст. 2 Закона КР «Об Адвокатуре и адвокатской деятельности» указано, что Адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления и осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и уставом адвокатуры, где правовой основой регулирования Адвокатуры КР и адвокатской деятельности является Конституция КР.

Также, в ст.18 вышеуказанного Закона прописано, что государство гарантирует равный доступ к получению юридической помощи, а также. лицо. обратившееся за юридической помощью, — свободно в выборе адвоката, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Следующий момент, в КЗ КР о ЧП, в Указе Президента КР от 24.03.2020 года за № 55 «О введении ЧП на территории города Бишкек», а также в 17-ти Приказах Комендатуры г. Бишкек абсолютно ничего не сказано о том, что гражданин КР либо любое другое лицо, проживающее на территории КР, в период введения ЧП, — утратило свое право на свободный выбор адвоката, для получения квалифицированной юридической помощи.

По факту, на сегодняшний день, практика такова, что каждое лицо, изъявившее желание получить юридическую помощь у конкретного адвоката по своему выбору, не имеет такой возможности, и поэтому вынужден пользоваться услугами того адвоката, на которого ему укажет следователь либо сотрудник органа дознания.

Получается, что правоохранительные органы негласно получили право решать за гражданина, кто именно будет осуществлять его защиту и консультировать его по всем юридическим вопросам, так сказать, «карманные адвокаты», вполне угодные, во всех смыслах, работникам органов дознания и тем более следователям. 

Возникает резонный вопрос, как могло так случиться, практически в одночасье в нашей стране, при введении режима ЧП, — роль защиты, в лице юристов и адвокатов, обеспечивающих законные права и интересы наших сограждан — исчезла.

Адвокат, в чьи обязанности в соответствии с п.п.4 п.1 ст. 26 Закона КР «Об Адвокатуре и адвокатской деятельности» входит использовать все предусмотренные законом средства и способы для защиты прав, свобод и законных интересов  своих доверителей, помогать обеспечивать им  доступ к правосудию, — элементарно не может обеспечить свой доступ к своим клиентам, по причине того, что в КЗ КР о ЧП, в Указе Президента КР от 24.03.2020 года, а также во всех 17-ти Приказах Комендатуры г. Бишкек, — в список разрешенных видов деятельности  не внесена профессиональная деятельность юристов и адвокатов по оказанию гражданам юридической помощи в режиме ЧП.

В соответствии с п.14 ст.5 УПК КР, значение защиты заключается в процессуальной деятельности, осуществляемой стороной защиты с целью обеспечения прав и законных интересов лиц.  31.03.2020 года на состоявшемся брифинге Коменданта г. Бишкек Алмазбека Орозалиева, где он дал понять, что не все меры по обеспечению режима ЧП, были учтены ранее, поэтому был издан Приказ № 15 от 30.03.2020 года о дополнительных мерах по обеспечению режима, где предоставлен объемный исчерпывающий список разрешенных видов деятельности для организаций, которые не подлежат временному закрытию.

В этом списке, где среди прочего имеет место быть «разрешенными» такие виды деятельности, как промышленность по изготовлению «бумажных изделий для дома», почтовые, курьерские и грузовые услуги, разрешена деятельность ресторанов, кафе, столовых и даже баров, с пометкой на самовывоз или доставки, — нет ни единого слова о профессиональных услугах юристов и адвокатов.

Для правового государства, которым является Кыргызстан, где закон и порядок должны являться основой, — адвокатская деятельность и есть для «правовой услугой первой необходимости» всех жителей в режиме ЧП. Ст.333 УК КР, гласит, что воспрепятствование в какой бы то ни было форме реализации прав и использованию обязанностей защитника, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, — наказывается общественными работами IV категории или исправительными работами III категории, или штрафом IV категории.

На сегодняшний день абсолютно не соблюдаются задачи и принципы уголовного судопроизводства, прописанные в Уголовно-процессуальном кодексе КР, так как по факту, на практике получается, что наши сограждане абсолютно не застрахованы от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, неправомерного ограничения их прав и свобод.

Поэтому, стоит ли удивляться после этого недавнему вопиющему случаю с избиением гражданина сотрудниками милиции, произошедшим непосредственно в стенах РОВД.

25 марта 2020 года Комендатура г. Бишкек издает Приказ № 1, «О введении режима ЧП в городе Бишкек», с указанием конкретных действий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории города Бишкек.

Отметим, что на дату 31.03.2020 год таких Приказов Комендатуры было издано 17, за сравнительно короткий промежуток времени.

Комендатурой г. Бишкек ведется активная работа, но при подробном изучении содержания этих приказов, обнаруживается, что все они получились недоработанными и попросту неэффективными.

Подтверждением, вышесказанного явился сначала Приказ №10 от 28.03.2020 г. «О внесении изменения в Приказ коменданта г. Бишкек № 2 от 25.03.2020 г.», в котором одним из пунктов изменений значится, дословно: «Считать утратившим силу п.5 и Приложения № 1 и № 2 к Приказу № 2 от 25.03.2020 года».

Конкретно, в п. 5 Приказа №2 от 25.03.2020 г. прописано, дословно: «Секретариат разрабатывает приказы, распоряжения и алгоритм действий служб Бишкека для обеспечения режима ЧП», там же приложены схемы, в которых вполне наглядно изложена структура Комендатуры г. Бишкек, а также укомплектован состав оперативного штаба Комендатуры г. Бишкек.

Далее, Приказом Комендатуры г. Бишкек за № 12 от 29.03.2020 г., а это буквально на следующий день после предыдущих изменений, в Приказ № 2 и Приказ №10 вновь вносятся изменения, которые практически полностью изменяют, утвержденную ранее структуру Комендатуры г. Бишкек.

В этот же день 29.03.2020 г. Комендатура г. Бишкек внесла изменения и дополнения в другой  Приказ за № 7, вынесенный двумя днями раньше — 27.03.2020 г. Такой безответственный подход очень настораживает, какой смысл издавать нежизнеспособные приказы, и, практически,  тут же выносить новые, в которых предыдущие либо изменяются и дополняются, либо вовсе признаются утратившими силу. Сколько затрачено средств и драгоценного времени, в тот момент, когда от оперативности принятия верных и нужных решений Комендатуры г. Бишкек, в прямом смысле, зависит жизнь граждан. И, наконец, 31.03.2020 г. Комендатурой г. Бишкек, был издан очередной уже 17-й по счету Приказ «О порядке доступа населения к информации и распространения информации с учетом сложившейся ситуации», с акцентом, что приказ издан в целях обеспечения конституционных прав граждан на получение информации, однако вновь ни единого слова в нем не было упомянуто про право доступа граждан к правосудию.

Анализируя все вышесказанное, складывается устойчивое впечатление, что происходит умышленное воспрепятствование и блокирование деятельности юристов и адвокатов, с одной только целью, — в режиме действия ЧП, лишить наших сограждан доступа к правосудию, запретив им пользоваться гарантированным государством правом, получать квалифицированную юридическую помощь. 

Не следует забывать в такой ответственный момент о том, что именно от правомерных и законных действий органов внутренних дел, руководства МВД и Комендатуры г. Бишкек, — в первую очередь, зависит доверие и уважение наших граждан, как к правоохранительным органам, так и к государственной власти в целом».