09.12.2019 17:35

Заключение госкомиссии по событиям в селе Кой-Таш 7-8 августа (текст)

Заключение госкомиссии по событиям в селе Кой-Таш 7-8 августа (текст)

Государственная комиссия по Кой-Ташу работала в течение двух месяцев. Заключение обсуждалось еще около месяца. Оно будет представлено в комитете Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию завтра, 10 декабря.

Далее заключение обсудит вся палата и вынесет решение.

Издание Kaktus.media опубликовало заключительную часть документа государственной комиссии по событиям в селе Кой-Таш.

Приводим его текст:

Госкомиссия пришла к выводу, что основными причинами и условиями событий 7-8 августа в селе Кой-Таш явилось следующее:

  • противоправные действия Алмазбека Атамбаева, которые выразились в публичном игнорировании требований Конституции КР о равенстве всех перед законом КР и уголовно-процессуального законодательства для досудебного производства;
  • намеренное введение в заблуждение Атамбаевым и его сторонниками о «незаконности» лишения статуса экс-президента и вызова в органы следствия в качестве свидетеля для дачи показаний до вынесения Конституционной палаты ВС КР решения по их обращению, не приостанавливало осуществление досудебного производства;
  • ведение Алмазбеком Атамбаевым и его сторонниками информационной кампании по созданию негативного общественного мнения и подрыва авторитета, имиджа и доверия к органам госвласти;
  • предвзятое и однобокое освещение событий исключительно с позиции Атамбаева и его сторонников через подконтрольные СМИ, заказные материалы в известных печатных изданиях и в интернет-ресурсах, а также нагнетание напряженности в стране публикациями и комментариями через многочисленные фейковые аккаунты (тролли) в соцсетях, направленных на разжигание межнациональной вражды;
  • оказание моральной и материальной поддержки отдельными политическими и общественными деятелями, а также бывшими высокопоставленными должностными лицами противоправным действиям Атамбаева и его сторонников через митинги, пресс-конференции и другие мероприятия, а также через организацию питания и другие условия для привлечения и содержания людских ресурсов в доме Атамбаева, преднамеренное создание видимости наличия протестного потенциала в селе Кой-Таш и искусственное разжигание межрегиональной розни;
  • недостаточная работа правительства КР по организации координации действий силовых структур и обеспечению объективной информацией населения по событиям 7-8 августа;
  • низкий уровень координационного взаимодействия между руководителями подразделений ГКНБ и МВД в ходе обострения ситуации при осуществлении принудительного привода Атамбаева 7 августа;
  • недостаточная работа органов МСУ по осуществлению всех полномочий в сфере обеспечения правопорядка и безопасности на их территории.

Выводы госкомиссии по событиям в селе Кой-Таш

1. Алмазбек Атамбаев, осознавая неотвратимость наказания за свои умышленные преступные действия в период своего президентства, ставя личные интересы выше народа и государства, в целях уклонения от уголовной ответственности, публично игнорируя Конституцию и законы КР, манипулируя понятиями законности, вводил общественность в заблуждение, также искусственно нагнетая межрегиональные противоречия, дискредитируя госвласть, создавая ложное представление о наличии протестного потенциала в обществе и пытаясь заручиться международной поддержкой, преднамеренно готовил насильственный захват власти в стране.

Первоначально планировалось организовать вооруженный отпор сотрудникам правоохранительным органов в ходе принудительного привода, организовывая различные провокации, в том числе с возможными человеческими жертвами со стороны его сторонников, которые должны были мобилизовать граждан на выступления против власти.

В последующем планировался насильственный захват власти, сопряженный с массовыми беспорядками и мародерствами и т. п.

2. Ответственность за событиями 7-8 августа в селе Кой-Таш целиком и полностью лежит на Алмазбеке Атамбаеве и его сторонниках, планировавших вооруженный отпор законным действиям сотрудников правоохранительных органов и последующий насильственный захват власти.

3. Действия МВД и ГКНБ по осуществлению принудительного привода и последующего задержания Атамбаева, несмотря на допущенные ошибки и просчеты, были основанными на нормах Конституции КР, действующего УПК и законодательства КР.

Рекомендации

Государственная комиссия в документе предлагает следующие рекомендации:

  • об ответственности должностных лиц ГКНБ за недостатки и упущения в работе по пресечению противоправных посягательств на конституционный строй и обеспечению информационной безопасности, а также за ненадлежащее исполнение следственного поручения по принудительному приводу Атамбаева, повлекшие тяжкие последствия;
  • об ответственности должностных лиц МВД за ненадлежащее осуществление руководства при пресечении массовых беспорядков и обеспечения правопорядка 7-8 августа, а также отсутствие условий безопасного выполнения сотрудниками служебных обязанностей, повлекшее многозначительные травмы и ранения среди сотрудников и другие тяжкие последствия.
  • об изучении действий органов МСУ по осуществлению своих полномочий в сфере обеспечения правопорядка и безопасности на соответствующей территории;
  • об оказании в установленном порядке материальной, медицинской и иной помощи пострадавшим гражданам 7-8 августа;
  • об образовании отдельной межведомственной оперативно-следственной группы о розыску и возврату утерянного во время событий огнестрельного оружия и боеприпасов;
  • об усилении системной работы в регионах на местном уровне по креплению национального единства и межрегионального согласия;
  • о выделении финансов для улучшения материально-технической базы и приобретения комплекса современных средств индивидуальной защиты сотрудников правоохранительных органов;
  • о разработке НПА, регулирующих обеспечение условий безопасного выполнения сотрудниками органов служебных обязанностей;
  • о проведении мониторинга состояния здоровья лиц, пострадавших во время событий 7-8 августаи при необходимости, обеспечения надлежащего оказания медпомощи.

Рекомендации Генпрокуратуре КР:

  • дать правовую оценку:
  • по фактам отсутствия должного реагирования соответствующими прокурорами и должностными лицами правоохранительных органов по профилактике и пресечению массовых правонарушений, имевших место в предшествующий событиям период;
  • действиям должностных лиц ГКНБ и МВД в ходе проведения принудительного привода и задержания Атамбаева;
  • действиям всех лиц, оказывавших всяческое содействия в организации и совершении преступлений против государственной власти, в том числе ТВ и информационных изданий за публикование призывов к насильственному свержению конституционного строя;
  • изучить произведенные в период событий процессуальные действия на предмет соответствия уголовно-процессуального законодательства;
  • обеспечить надзор за объективным расследованием уголовных дел, возбужденных в ходе событий 7-8 августа с принятием исчерпывающих мер по установлению причин и условий, способствовавших совершению расследуемых преступлений и вынесением актов прокурорского реагирования по всем случаям правонарушений;
  • организовать работу по своевременному и всестороннему рассмотрению обращений граждан, связанных с произошедшими событиями и систематическому информированию общественности по расследуемым уголовным делам.

Заключение подписали следующие члены:

Жениш Раззаков;
Бактыбек Райымкулов;
Алмазбек Батырбеков;
Талант Мамытов;
Абдыбек Дюшалиев;
Бакирдин Субанбеков;
Тынчтык Шайназаров;
Жаныбек Бакчиев;
Азамат Араев;
Рысбек Абдысатаров;
Марат Джаманкулов;
Алтынбек Намазалиев;
Марс Саккараев;
Бекболсун Асанкулов;
Артур Медетбеков;
Исмаил Исаков;
Куатбек Кожоналиев;
Алишер Мамасалиев;
Жаркынбек Касымбеков.

Особое мнение у Клары Сооронкуловой, которая она изложила в документе на 10 страниц и намерена озвучить его в парламенте.