27.08.2020 13:48

Адвокат журналиста Бобомурод Абдуллаев заявил о применении пыток в стенах ГКНБ

Адвокат журналиста Бобомурод Абдуллаев заявил о применении пыток в стенах ГКНБ

Узбекский журналист и правозащитника Бобомурода Абдуллаева, задержанный в Кыргызстане и экстрадированный на родину, подготовил открытое письмо о применении пыток к нему в СИЗО ГКНБ. Об этом пишет Kaktus.media.

В открытом письме правозащитник перечисляет нарушения и информацию по применению пыток в отношении него в момент задержания и под арестом.

В момент фактического задержания в 18:15 9 августа сотрудники оперативного управления ГКНБ не представились, запретили задержанному позвонить адвокату Наталье Котик, насильно изъяли сотовый телефон HUAWEI и не составили протокол изъятия.

После того как журналист был доставлен во двор ГКНБ, примерно в 18:30, сотрудники ГКНБ изъяли ключи от квартиры в Бишкеке и стали снимать копии с этих ключей.

Далее Абдуллаев перечисляет незаконные и противоправные действия следователей ГСУ ГКНБ:

1. После того как он был доставлен в кабинет старшего следователя ГКНБ КР Равшана Токонова, силовик не запечатал в конверт сотовый телефон марки HUAWEI, незаконно и силой изъятый у него во время фактического задержания. Он же запретил позвонить адвокату.

2. Равшан Токонов пытался заставить его в отсутствие адвокатов ознакомиться и подписать незаконное «Постановление о выдаче гражданина РУз Абдуллаева Бобомурода Кодировича правоохранительным органам Узбекистана», подписанное 11 августа 2020 года одним из заместителей генпрокурора КР.

Абдуллаев заявил, что будет знакомиться и подписывать этот документ только в присутствии адвокатов. Однако в ответ на его заявления такого содержания следователь Равшан Токонов повторял только одно: «Права будешь качать у себя на родине! Характер будешь показывать своим узбекам!»

На требования Абдуллаева вызвать его адвокатов старший следователь ГКНБ КР Равшан Токонов отвечал: «Не могу вызвать твоих адвокатов. Потому что они умерли вчера, сразу после твоего суда». Однако Абдуллаев не подписал этот документ.

3. 10 августа следователи ГКНБ произвели незаконные (без его участия и участия адвокатов, без соответствующей санкции) обыск квартиры, изъятие и опечатку вещей. Об этом Абдуллаев узнал только утром 22 августа, когда сел на специальный самолет ВВС Узбекистана, прилетевший в Кыргызстан для того, чтобы доставить его из Бишкека в Ташкент.

В салоне самолета он увидел целлофановые мешки с печатью ГКНБ и надписями: «Личные вещи гражданина Республики Узбекистан Абдуллаева Бобомурода Кодировича. Опечатано ГКНБ КР после обыска 10.08.2020 г.».

Абдуллаев в письме сообщил, что работники СИЗО ГКНБ угрожали ему из-за отказа подписать документы и в камере.

«Один из них уложил меня на шконку (железную кровать) и стал душить зеленым полотенцем. Не выдержав удушья, я откинулся и упал на пол, левой рукой и правой бровью ударился об углы железной шконки. Я получил порезы на левой руке и в области правой брови. Когда кровь потекла по всему моему лицу, работники СИЗО быстро покинули мою камеру и закрыли двери. На моей левой руке и правой брови до сих пор есть шрамы, оставшиеся от этой травмы. Я все равно не подписал этот документ», - написал правозащитник.

12 августа те же самые работники СИЗО ГКНБ начали вбрасывать через «кормушку» документ о выдаче Абдуллаева Узбекистану. Он отказался брать этот документ.

С 9 по 22 августа 2020 года работники СИЗО ГКНБ отказывали во встрече с адвокатами, говоря, что это якобы не входит в их обязанности. За все время содержания Абдуллаева под стражей работники СИЗО ГКНБ отказывались принимать его жалобы, написанные омбудсмену КР, начальнику СИЗО и председателю ГКНБ КР, возвращая документы обратно и не выдавая ему ручку и бумагу с 12 по 22 августа.

С 12 по 15 августа Абдуллаев объявил голодовку в знак протеста против незаконных и противоправных действий работников ГКНБ и прекратил ее после обещания встречи с адвокатами после истечения 14-дневного карантина.

Журналист Абдуллаев написал и о противоправных действиях, на его взгляд, со стороны замгенпрокурора, который подписал постановление о передаче Абдуллаева Узбекистану.

Он считает, что:

  • постановление вынесено в обход как кыргызских, так и международных правовых норм;
  • документ принят до рассмотрения кассационной жалобы на решение Первомайского районного суда Бишкека;
  • постановление вынесено без принятия и вступления в силу соответствующего судебного решения;
  • этим документом ГП полностью игнорировала факт того, что он является лицом, обратившимся в УВКБ ООН за получением статуса политического беженца;
  • этим документом ГП полностью лишила его возможности доказать на суде свою невиновность и незаконность его ареста на территории Кыргызстана.

Адвокаты просят Генпрокуратуру считать это письмо поданным официальным заявлением о совершенном преступлении и зарегистрировать его в ЕРПП и начать досудебное производство.