13.04.2018 17:23

Мансур Ташматов: Джазисты не должны слишком уходить в этнику или другое направление

Мансур Ташматов: Джазисты не должны слишком уходить в этнику или другое направление

Группа с ироничным названием «В джазе только дедушки» впервые приехала из Ташкента на XIII Международный бишкекский джаз-фестиваль. Она создана в 2005 году. Первое название – «Караван». С 2012 года группа получила нынешнее название. «Дедушки» выступают на концертных площадках Узбекистана, России, Казахстана. Вместе с концертной деятельностью участники коллектива занимаются популяризацией джаза в республике: проводят мастер-классы, занятия. Основное направление их творчества – традиционный джаз и би-боп.

В неформальной обстановке в кафе за бранчем, устроенном накануне организаторами – ОФ «Центральная Азия - Арт Менеджмент» - один из участников коллектива, народный артист Узбекистана Мансур Ташматов ответил на вопросы корреспондента April.kg.

- Ваш коллектив приезжает на бишкекский джаз-фестиваль впервые за 12 лет. Почему так вышло?

- Я подключился к коллективу два года назад и сам удивлен тому, что группа до сих пор не приезжала сюда.

- Узбекская группа «Омнибус» приезжала в Кыргызстан несколько раз. Может, в стране джазовых коллективов не много?

- Это ​​​не так. В Узбекистане есть известный джаз-биг-бэнд имени Батыра Закирова. В разгаре узбекский джаз фестиваль, который проходит с 1 по 30 апреля. В Кыргызстане я открыл для себя таджикский джаз. Соседи из Средней Азии до сих пор не играли на узбекском фестивале.

- Кто же тогда участвует в ваших джаз-фестивалях?

- К нам приезжали американцы, итальянцы, немцы, чехи, швейцарцы и другие. Все, кроме ближайших соседей. Встреча с другими музыкантами дает много нового. Мы видим, что нам есть, чему поучиться и в музыкальном, и в организационном плане. Участие в международном фестивале для нас – это энциклопедия джаза.

- Ваш приезд в Кыргызстан связан с политическими переменами в Узбекистане?

- Думаю, в стратегию нового президента входит сближение центральноазиатских республик. В кабинете министров Узбекистана подписано постановление о проведении юбилейных мероприятий, посвященных памяти народного писателя Кыргызстана Чингиза Айтматова. Многие из лучших сынов РУз были просто забыты. А сейчас благодаря Шавкату Миромоновичу (Мирзиёеву. – Прим. April.kg) открываются человеческие, культурные и музыкальные границы. Джаз помогает установить мосты между нашими странами. На фестивале мы можем больше узнать друг о друге, обменяться профессиональным опытом. Общение вдохновляет музыкантов.

- Изюминка бишкекского фестиваля – этноджаз. Этот стиль очень нравится иностранцам. Они с удовольствием осваивают кыргызские национальные инструменты. Что вы думаете об этом?

- Центральноазиатские народы очень гостеприимные, но джаз – это лаборатория искусства. Мы можем экспериментировать с организацией фестиваля, импровизировать, но превращать его только в коммерческое мероприятие нельзя. Можно работать вперемешку и сохранять традиционные каноны. Музыканты не должны слишком уходить в этнику или другое направление.

В Ташкент приезжал итальянский композитор, который был ярым противником американского джаза. «В Европе тоже есть свой джаз», - протестовал он. На фестивале в Узбекистане много групп, которые играют среднеазиатский, европейский, африканский, латиноамериканский джаз. Однако есть и коллективы, которые играют вовсе не джаз. Я не противник других направлений, но формат должен соответствовать.

- Значит ли это, что фестиваль в Ташкенте строго выдержан и там играют только чистый джаз?

- К сожалению, так не получается. Фестиваль был организован по инициативе ЮНЕСКО. Это хорошие организаторы, но они не знают многих музыкальных канонов. Поэтому к нам приезжают поп-, регги- и даже хип-хоп-исполнители. Джаз – это та музыка, которой нужно учить слушать. Слушатель должен знать, где нужно аплодировать, отмечать квадраты.

- Какую программу ваш коллектив представит в Бишкеке?

- Мы будем исполнять классические композиции Фрэнка Синатра. Всего музыканты сыграют более десяти произведений.