16.04.2018 21:52

Бишкек. Тринадцатая джазовая весна

Бишкек. Тринадцатая джазовая весна

Вместе с весенними ливнями, цветением, солнцем и тучами вперемешку в Бишкек прилетел джазовый фестиваль – такой же яркий и разный по эмоциям его участников из девяти стран: США, Германии, Австрии, Израиля, Польши, Италии, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.

В 2018 году организаторы фестиваля - Общественный фонд «Центральная Азия - Арт Менеджмент» - немного отступили от многолетних правил и провели первый из трех джазовых вечеров 28 марта, оставшиеся состоялись 13 и 14 апреля в Кыргызской национальной филармонии имени Т.Сатылганова. Об услышанном и увиденном на этих двух концертах мы делимся своими впечатлениями.

В пятницу, 13 апреля

После недолго приветствия организаторов на сцене появилось трио FAVO из Германии - Фальк Брайткройц (бас-кларнет, альт, мбира), Фолькер Шлотт (сопрано-саксофон, саксофон Си мелоди, кахон) и Сандер Де Винне (вокал, битбокс). Трудно сказать, кто больше задает тон в их выступлении – вокал или духовые инструменты. Скорее, все трое взаимно дополняют друг друга. Музыканты исполнили восемь волшебных композиций, в которых слышались отголоски мелодий Конго, Зимбабве и других далеких заморских стран. Так заверял во всяком случае сам Сандер Де Винне, предваряя исполнение. «А сейчас вы послушаете маленький кусочек льда», - произнес он, и полилась музыка, сплетенная из волшебного танца человеческого голоса и захватывающих дух духовых инструментов.

Кроме собственных композиций трио исполнило также обработанные произведения из мировой музыки - Пьяццоллы, «Битлз», Чика Кориа и другие. Восемь завораживающих композиций, и каждый раз по окончании зал взрывался бурей аплодисментов.

О следующих участниках – коллективе «В джазе только дедушки» из Ташкента April.kg рассказывал ранее. Выступая, музыканты доказали свою приверженность традиционному джазу. В их игре красочный саксофон, сложный ритм ударных, низкие ноты баса и мягкое звучание фортепиано – все сливается в единую джазовую гармонию, увлекая слушателя своей изобретательностью. А когда на сцену вышел еще один участник группы – народный артист Узбекистана, певец Мансур Ташматов и запел песни из репертуара Фрэнка Синатры, зал вовсе потерял голову от счастья и удовольствия от романтического стиля исполнения песен и «бархатного» тембра голоса.

В режиме non-stop

Пятничный концерт длился без перерыва более 3,5 часа. Трудно с уверенностью сказать, насколько это решение организаторов было оправданно. Тем не менее на сцене появилась третья команда – группа «Соленые орешки» из Кыргызстана, которой предстояло растормошить, открыть второе дыхание у подуставшей от обилия музыки публики. И это музыкантам удалось. Они сыграли три джазовых стандарта в собственной обработке. Во время исполнения последней к ним присоединился молодой рэпер. Получился интересный микс.

Есть лишь один недостаток в выступлениях отечественных джазовых коллективов – они не разговаривают с публикой на концертах, не рассказывают хотя бы кратко, что играют, как появилась в их репертуаре та или иная композиция. Подобное делают зарубежные музыканты, и это идет на пользу многим слушателям – так они узнают о джазе еще больше, а стало быть начинают понимать его еще лучше.

Джина Чавез из США со своей группой закрывала этот вечер. Беседу с ней April.kg также представлял ранее. Яркая, харизматичная, поющая на английском и испанском языках она сразу расположила к себе весь зал, который стал похлопывать ей и подпевать. Справедливости ради стоит заметить, что исполняет она не джаз, хотя обладает прекрасным вокалом. Кумбия, bossanova, реггетон и фолк в сочетании с динамическим вокалом и острыми текстами собственного сочинения – именно так можно описать творчество певицы. Из десяти исполненных в Бишкеке одна была на кыргызском языке.

Лихорадка субботнего вечера

В этот день на сцене Кыргызской национальной филармонии имени Т.Сатылганова выступили пять коллективов – джазовый квартет Викрама Рузахунова и группа «Аура» из Кыргызстана, а также First Gig Never Happened (Австрия), «Авесто» (Таджикистан) и Grzegorz Karnas Formula (Польша). Стоит отметить, что отечественные команды хорошо знакомы кыргызстанским слушателям и любимы ими. Если отличный пианист Викрам Рузахунов и его команда знамениты блестящими исполнениями джазовых стандартов, то группа «Аура» славится своими авторскими композициями. Вот и 14 апреля коллектив под руководством Таалая Бейшеева шесть произведений, наполненных светлой грустью и легкой ностальгией по чему-то ушедшему. В некоторых композициях привычные для группы стили фьюжн и фолк-джаз иногда звучали как оркестровая музыка к кинофильмам 1960-1970-х годов. И от нее было невероятно легко на душе.

Отдельных слов и внимания заслуживает австрийское трио First Gig Never Happened. Трех молодых музыкантов объединяет не только бас-кларнет, сопрано-саксофон (Лиза Хофманингер) и ударные (Юдит Шварц), но и орган Хаммонда, Фендер-Родес и рояль (Александр Фитцтум). Как описать их музыку? Пожалуй, умная импровизация, замечательный теплый звук, ритмичная точность. Вместе они ведут на языке музыки блестящие диалоги о красоте мира, жизни. Публика с интересом слушала и наблюдала за их выступлением.

Персидские мотивы и… крайности

Давние знакомцы кыргызстанских слушателей – группа «Авесто», как и обещала, представила большей частью новые авторские композиции. Музыку соседей по региону отличают смелые музыкальные решения и эксперименты в освоении новых ритмичных и гармонических моделей, в области подхода к мелодии и импровизации, новаторские эксперименты с ладами. Вот и в этот свой приезд музыканты исполнили для публики индийские, арабские, африканские, латиноамериканские ритмы, гармонию и лады. Из пяти ими исполненных особенно запомнилась композиция «Фрески древнего города». Браво, «Авесто»!

Завершал XIII Международный джазовый фестиваль вокалист Гжегож Карнас (Grzegorz Karnas Formula) из Польши. Его выступление было одним из самых захватывающих, смелых и… непонятых публикой. Он родился в Силезии, в городе Водзислав-Слёнски, в семье без музыкальных традиций. Почти всю жизнь прописан в соседнем шахтерском городе Жоры, в доме с видом на две электростанции, три шахты, бескрайние леса и разрушающиеся из-за частых дождей горы на южном горизонте. Несостоявшийся филолог (романские и английский языки). Выпускник известного в Польше Института Джаза Музыкальной Академии в Катовицах, лауреат высших наград международных джазовых конкурсов, продюсер своих дисков. Выступал во многих статусных престижных европейских клубах и концертных залах. Созерцатель природы, сторонник свободы слова, самодисциплины, самоотверженности и «прочих крайностей».

Так, Бишкек в очередной раз стал весенней столицей современного джаза. Прозвучали в уникальных аранжировках классика джаза, авторские сочинения и популярные композиции. Музыканты из разных стран на долгое время оставили впечатление праздника у всех гостей фестиваля.

Фото: Айкан Иманалиева, ОФ CAAM