Минздрав и комендатура нарушают права кыргызстанцев. Юристы провели подробный анализ
Юристы Кыргызстана призвали Минздрав и комендатуры КР соблюдать права человека в области охраны здоровья и реализации мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях.
Общественный фонд «Юристы за права человека» провели исследование текущей ситуации в стране по вопросам доступа граждан к медицинским услугам в условиях чрезвычайного положения.
Ниже приводим результаты проведенного анализа:
«В соответствии с Конституционным Законом, чрезвычайное положение - это временная мера, вводимая на всей территории Кыргызской Республики либо в отдельных ее местностях, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя и представляющая особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.
В то же время, возможное введение таких ограничений не должно затрагивать и тем более ограничивать фундаментальные неотъемлемые права человека, определенные Конституцией Кыргызской Республики. К одним из таких, относится определенное статьей 47 Конституции право на охрану здоровья. При этом в этой же статьей отмечается, что государство создает условия для медицинского обслуживания каждого и принимает меры по развитию государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет установленную законом ответственность.
Далее отмечаем, что реализация неотъемлемого права граждан на защиту и охрану своего здоровья, жизни и здоровья других лиц, гарантируемого Конституцией, осуществляется в порядке, определенном Законом Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике»
Согласно статьи 8 данного Закона, к одним из полномочий Правительства Кыргызской Республики в области охраны здоровья граждан относятся: обеспечение конституционных прав граждан Кыргызской Республики в области охраны здоровья и реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, недопущение их возникновения, информирование граждан об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.
Тем не менее, складывающая ситуация по обеспечению своевременного, и надлежащего доступа граждан к медицинским услугам в условиях чрезвычайного положения, позволят сделать вывод о ненадлежащей организации работы в данном направлении со стороны уполномоченного органа, ведающего организационными вопросами в период действия чрезвычайного положения - Комендатуры, также уполномоченного органа области здравоохранения – Министерства здравоохранения.
Так, Общественный Фонд «Юристы за права человека» в условиях действиях режима чрезвычайного положения, ежедневно предоставляет свои услуги гражданам по различным вопросам, весомая часть которых относится к сфере здравоохранения.
Поднимаемые гражданами вопросы наглядно указывают не только на отсутствие выработанного со стороны указанных выше органов плана действий, направленного на своевременное обеспечение населения доступом к медицинским услугам, но и на неправомерные шаги по введению ограничений к таким услугам.
В частности, в данном случае речь идет об изданном комендантом города Бишкек приказе № 15 от 30 марта 2020 года «О дополнительных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения», где Министерству здравоохранения КР было дано ряд обязательных к исполнению указаний. А именно, первое, ограничить посещение больными с хроническими заболеваниями организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, организовав их медицинское обеспечение на дому. Второе, обеспечить работу данных организаций только для больных с острыми заболеваниями.
Безусловно, с одной стороны, данные действия были продиктованы в интересах самих граждан, обращающихся за медицинской помощью, врачей, оказывающих такую помощь и в целом всего населения.
С другой стороны, данные ограничения нарушают право граждан на охрану здоровья, определенное статьей 61 указанного выше Закона, согласно которому в Кыргызской Республике граждане обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое обеспечивается предоставлением всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равных возможностей в реализации права на получение медико-санитарной и медико-социальной помощи, защищать свою жизнь и здоровье, возможности свободного выбора семейного врача, врача общей практики и т.д.
Необходимо понимать, что профессиональный уровень врачей, оснащенность и обеспеченность лечебных учреждений, к сожалению, все еще отличается в зависимости от региона, где они расположены. Более того в отдельных регионах страны и вовсе наблюдается нехватка персонала на уровне оказания первичных медицинских услуг, а также отсутствуют некоторые специализированные медицинские учреждения. В связи с этим, граждане вынуждены выезжать за получением необходимых консультаций, в том числе, и в столичные медицинские учреждения.
В этой связи Министерству здравоохранения вместо того чтобы, прикрываясь угрозой распространения вируса, ограничивать доступ граждан в выборе места и способа получения таких услуг, следовало бы не препятствовать, а заранее обеспечить медицинские учреждения и врачей необходимыми средствами, позволяющими оказывать услуги населению без риска распространения вирусной инфекции или максимально минимизировать их.
Далее, считаем необходимым более детально остановить внимание на данном комендантом поручении лечебным заведениям «обеспечить работу только для больных с острыми заболеваниями». Под острыми заболеваниями понимаются заболевания, требующие оказания неотложной медицинской помощи, к примеру, как получение жизненно опасной травмы, необходимость хирургического вмешательства и т.д., то есть, где по жизненным показаниям стоит вопрос о жизни и смерти пациента.
В то же время отмечаем, что данная смысловая трактовка оставила без внимания другую категорию лиц, которые также на протяжении длительного времени являются носителями хронических тяжелых заболеваний и, тем не менее, все еще нуждаются в неотложной медицинской помощи. К примеру, лица страдающие онкологическими заболеваниями, которым, несмотря на длительное хроническое состояние заболевания, в определенный период времени жизненно необходимо пройти химическую или лучевую терапию, или тоже МРТ исследование, или же это будут граждане, находящиеся на гемодиализе, а также многие другие, которые нуждаются в жизненно важной поддержке своего здоровья.
Общественный Фонд «Юристы за права человека» отмечает, что данная, однозначно, неверная формулировка приказа, уже привела к неправильному понимаю его со стороны уполномоченных лиц, дислоцированных на блокпостах, к запретам гражданам, даже при наличии жизненно важной необходимости въезжать, как на территорию города, так и передвигаться внутри нее. Более того, ввиду указанных выше действий должностных лиц, отдельные пациенты подвергаются физическим страданиям, несвоевременно помещаются в медицинское учреждение для оказания неотложной медицинской помощи, что не только не облегчает страдания человека, но и идет вразрез с требованиями Конституции Кыргызской Республики, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, к которой присоединилась Кыргызская Республика.
Статья 20 Конституции Кыргызской Республики налагает абсолютный запрет на применение смертной казни, пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания. Абсолютность данного запрета обеспечивается в статье 22 Конституции Кыргызской Республики, которая гарантирует, что никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Кроме этого, статья 22 Конституции Кыргызской Республики закрепляет абсолютные правовые гарантии, предусмотренные Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В статья 16 Конвенции говорит, что каждое государство-участник обязуется предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, которые не попадают под определение пытки, содержащееся в статье 1, когда такие акты совершаются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или с их ведома или молчаливого согласия.
Как известно, Конституция Кыргызской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
С учетом выше изложенного, Общественный фонд «Юристы за права человека» призывает Министерство здравоохранения принять незамедлительные меры по обеспечению врачей лечебных заведений надлежащими средствами защиты и по предоставлению права лицам с заболеваниями, требующими неотложной медицинской помощи, а также/ или лечения в специализированных лечебных учреждениях, по своему усмотрению выбирать место получения такой помощи и ее объем.
Коменданту города Бишкек в этих целях предлагается конкретизировать абзац второй подпункта 1 пункта 4 Приказа Комендатуры города Бишкек за № 15 от 30 марта 2020 года, изложив его в редакции «Обеспечить работу данных организаций для больных с заболеваниями, требующими неотложной медицинской помощи и/или лечения в специализированных лечебных учреждениях», и довести сущность внесенных изменений на местах для обеспечения беспрепятственного пропуска».
Всего медицинских работников с диагнозом COVID 19 – 79 случаев. На сегодня республике с коронавирусом выявлено 419 заболевших.
C 23 марта до 8:00 15 апреля в республике ввели чрезвычайное положение в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде, в Ноокатском и Кара-Суйском районах Ошской области, в Сузакском районе Джалал-Абадской области. В Бишкеке с 25 марта ввели комендантский час.
Как вести себя в режиме ЧП и комендантского часа, что можно, а что нельзя, читайте здесь. Как обезопасить себя и близких - здесь. Все необходимые контакты для ответов на любые вопросы и получении помощи в режиме ЧП и ЧС мы собрали для вас здесь.
"Our party will support Pedro Sanchez for presidency in Socialist International", - Temirlan Sultanbekov
Популярные
Важные
Выбранная дата: