Откровенно. Почему Тилек Токтогазиев отказался от должности замглавы Минсельхоза?

Откровенно. Почему Тилек Токтогазиев отказался от должности замглавы Минсельхоза?

Гость программы «Нить накала» сегодня - предприниматель, основатель агрохолдинга «Жашыл чарба» Тилек Токтогазиев.

Накануне он отказался от предложенной должности заместителя министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, заявив, что не готов работать в команде нового министра, так как не верит, что Эркинбек Чодуев изменит ситуацию.

Представляем вашему вниманию отрывок интервью. Полную версию программы смотрите сегодня в 21:00 в эфире телеканала «Апрель».

- Вы готовы менять систему, но отказались быть замом. Почему? Официальную версию мы слышали. Но ведь у заместителя достаточно и других полномочий…

- Здесь присутствует страх. Если я принял бы эту подачку – быть заместителем министра – я автоматически принимаю те правила игры, которые они для меня выстраивают, принимаю ту систему, которую мне говорят. Это решение было бы обоснованно каким-то внутренним, глубинным страхом: хорошо, я сейчас туда войду и там буду как-нибудь вести партизанскую войну. Мы не должны быть партизанами, бояться, а должны открыто заявлять о том, что нам не нравится, предлагать альтернативные пути решения. Мне неважно, это я буду это реализовывать или десятки других людей. Важно, что я это заявил. Если придет человек, которого я уважаю, профессионал, я буду за ним ходить и убираться. Я хочу быть полезным в этой команде. Но когда я вижу человека, который пять лет проработал заместителем министра, на той позиции, на которую меня приглашают, кстати, и ничего не сделал за это время…

Я его приглашал на наши форумы, мы дали ему очень много бумаг, пытались на их языке разговаривать. «Вот эти вещи, пожалуйста, решите». - «Да, решим». Но я не видел никакого желания в их глазах.

Считаю, что человек, который дважды отказался прийти на дебаты со мной, к так называемому неопытному, молодому предпринимателю, не сможет даже подумать о реформах. Если он боится выйти на открытые дебаты, чтобы мы могли две программы сопоставить, он точно будет бояться реформ.

- Премьер вашу кандидатуру не поддержал, мотивировав это тем, что вы молоды и неопытны. При этом две недели назад мэром 45-тысячного города Балыкчи сделали 26-летнего парня, который пользуется протекцией клана Жээнбековых. Нет ли здесь двойных стандартов? Как вы к этому относитесь?

- Я не хочу быть политичным, человеком, который хочет идти в политику. Я хочу со стороны назвать главную проблему: есть система! Неважно, будет это Жээнбеков, много людей после него. Мы видим, что система пропускает тех, кто принимает правила игры, кто идет на компромиссы. Считаю, что когда мы говорим о реформах, настоящих реформах, там компромиссов не должно быть. Это как гангрена. Она началась где-то на пальце, если ты пойдешь на компромисс, то она дальше будет идти. Чем дальше ты будешь ожидать, тем страшнее. Когда-нибудь весь организм из-за этого может умереть. Я не хочу, чтобы наш организм умер, не хочу, чтобы наша страна погибла. К этому мы идем большими темпами.

В 2024 году нам придется очень много долгов оплачивать. Мы будем оплачивать пик внешних долгов. В 2026 году «Кумтор» закроется, и все пойдет клином вниз. Для проведения реформ все-таки нужны деньги, хоть какие-то. Сейчас хоть сколько-то этих денег есть, и у нас есть шанс сейчас провести эти реформы. Дальше будет страшнее, сложнее, потому что для проведения реформ нам придется еще больше долгов брать. А когда мы уже не будем в состоянии оплачивать проценты по долгам, тогда государство превратится в банкрота. Тогда у нас не будет возможности принадлежать самим себе, разные международные структуры, которые дали нам в долг, они будут диктовать свои условия.