02.12.2018 20:00

Сергей Слесарев о деле Кулматова: Суды допустили все мыслимые и немыслимые нарушения

Сергей Слесарев о деле Кулматова: Суды допустили все мыслимые и немыслимые нарушения

Бывший глава правительства Сапар Исаков находится под арестом уже полгода. Без следственных действий, без четкого обвинения, и срок его ареста продлили снова, еще на месяц. Об этом попросили чекисты. Создается все более четкое ощущение, что дело натягивают искусственно, оно как-то слабо натягивается.

Ходатайство ГКНБ суд, разумеется, удовлетворил. Судья Эмиль Каипов вынес решение, что Сапар Исаков будет содержаться в СИЗО ГКНБ до 5 января. Напомним, бывший премьер-министр арестован по обвинению в коррупции по делу о модернизации ТЭЦ.

Еще одно дело против еще одного члена команды Атамбаева сопровождается нарушениями. Кубанычбек Кулматов тоже полгода под стражей, по сути, за то, что построил школу в новостройке. Второе уголовное дело против него - о двойном гражданстве, уже рассыпалось. Теперь следствию как-то нужно доказать второе обвинение. Видимо, не так-то просто, ведь срок ареста тоже постоянно продляют, а следственных действий нет.

По словам адвоката Сергея Слесарева, суды уже допустили все мыслимые и немыслимые нарушения. На заседания не пускают ни журналистов, ни сторонников. Недавно не впустили даже защитника Кулматова. Верховный суд Кыргызстана этот инцидент никак не прокомментировал.

В студии программы «Вечер новостей» телеканала «Апрель» адвокат Сергей Слесарев.

- Расскажите, как прошел процесс по продлению меры пресечения, и что произошло в Верховном суде.

- 24 ноября 2018 года состоялось очередное шестое судебное заседание в Первомайском районном суде Бишкека, где суд в очередной раз продлил меру пресечения – заключение под стражей, Кулматову, до 31 декабря. При этом Первомайский районный суд не учел те обстоятельства и факты, которые представила защита. В постановлении суда приведено: «Учтено, что следствие опасается, что Кулматов скроется от следствия». Слово «опасается» взято за основу, а защита привела факты и обстоятельства, которые должны были быть оценены судом.

Например, следствие и заключение под стражей Кулматова продляется по основаниям, которые заявлены по другому делу. Представьте себе, что расследуется какое-то определенное дело в отношении Кулматова, ему продляется срок содержания под стражей по основаниям, которые заявлены в другом деле.

- То есть расследуют дело по школе, а не выпускают его из СИЗО, потому что у него якобы российский паспорт, и он может уехать? Хотя это уголовное дело уже развалилось.

- Если расследуется одно дело, то по нему заключение под стражу и рассматривается. Экспертизы назначены совершенно по другому делу, и следователь согласился с этим. Однако суд не дал оценки этому.

Далее мы говорим о том, что следствие употребляет несуществующее распоряжение правительства. Защита предъявляет действующее распоряжение правительства. Это не учитывается. А защита уже много раз утверждала, что те основания, которые первоначально были заявлены, уже опровергнуты. То есть Кулматов не является гражданином Российской Федерации, и этот факт судом тоже оставлен без рассмотрения. Еще один момент – суды не уважают права граждан присутствовать в судах. Это заседание опять прошло закрытым.

Что касается Верховного суда, там тоже произошел казус. Я присутствовал в коридорах Верховного суда, но заседание прошло без меня. ВС КР внес решение без защитника, и опять вынес решение с фразой, что решение принято в связи с окончанием временных рамок обжалования данного решения суда – местного суда. Такого понятия нет в законе. Верховный суд в который раз выходит за рамки своих полномочий при принятии такого решения. Он по существу отказывается рассматривать материалы по аресту Кулматова.

Я напомню, что 5 декабря будет шесть месяцев как Кулматов незаконно находится под стражей. По существу совершаются преступления в отношении Кулматова. Я назову составы преступлений: незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное возбуждение уголовного дела, незаконное заключение под стражу. Все это – составы уголовного кодекса и по ним необходимо возбуждать уголовные дела в отношении следователей, прокуроров - за халатность, которую они допускают при расследовании этого дела, к судьям, которые применяют меру пресечения при отсутствии оснований, и также коллегия Бишкекского городского суда, фактически все коллегии по уголовным делам. И коллегии Верховного суда проявляют также некомпетентность. Они искусственно создают непрофессионализм в своих действиях, и это никто не замечает.

Обращу внимание на то, что еще летом защита Кулматова подала обращение к президенту КР о нарушениях, которые допускались судами, прокурорами, следователями. Но ни на одно обращение я не получил ответа. Аппарат президента не ответил мне, то есть все обращения остались без рассмотрения.

- Они же обязаны были хоть как-то, отпиской какой-то ответить вам?

- Должны по закону, что обращение рассмотрено, результаты таковы, но нет ответа.

- Почему не пускают на заседание журналистов? Там настолько вопиющие нарушения происходят, что они боятся это показывать?

- Журналисты во многих случаях присутствуют в коридорах, их не пускают в зал судебного заседания. Но ведь у нас существует гласность и открытость судебных разбирательств. Беспрепятственно любой гражданин, а тем более журналист, может входить в суды, тем более входить в залы судебных заседаний, присутствовать на любых судебных заседаниях, кроме закрытых. Ни одно судебное заседание не было закрыто мотивированно. Без постановлений, без распоряжений определенных, которые должны быть выпущены в письменном виде. Этого не было. И все это остается открытым, то есть все видят, но никто не отвечает. Это рушит всю государственную систему уголовного правосудия, да и гражданского в том числе.

Пример буквально недавно был, когда государственный орган, в частности Госрегистр, обратился в гражданский суд с иском, который ставит под сомнения гражданство Кулматова. Нонсенс. Он не имел права обращаться в гражданский суд, потому что у него нет таких полномочий, которые правительство ему спустило бы. Ну и потом, к кому он обращается? К Кулматову. А ведь обращаться должен, если были бы полномочия у Госрегистра, к правительству Кыргызской Республики. Но суд принял и три месяца рассматривал этот вопрос. Благо, оно закончилось тем, что Госрегистр отозвал свое исковое заявление.

- У вас очень богатый опыт работы адвокатом. В прежние времена вы когда-нибудь сталкивались с подобными нарушениями?

- С подобными нарушениями, которые сейчас допускаются по делам связанным с Кулматовым, я никогда не сталкивался. Чтобы пройти пять кругов судебных разбирательств – это первая, вторая и третья инстанции, и не добиться законности и справедливости, это выходит за все рамки.

- Права Кулматова как заключенного тоже нарушаются?

- Мы говорим о том, что он заключен под стражу незаконно. Это естественно - право на свободу. Это уже нарушение. Он не должен там находиться. Ведь не только судьи, следователи, прокуроры нарушают закон, рушат систему правосудия, но, на мой взгляд, они сейчас потеряли совесть по отношению к Кулматову. Невозможно вынести столько решений по одному человеку, которого они все прекрасно знают. Я хотел бы обратиться и к депутатам Жогорку Кенеша. Ведь у них есть полномочия о создании комиссии по делу Кулматова, это уже давным-давно назрело. Беспредельное отношение к этому человеку налицо уже давно.

Обращаюсь к общественности, которая тоже может сейчас подключиться. Пожалуйста, я любого человека приму, если ему нужны будут мои какие-то дополнительные юридические разъяснения по фактам, в которых они сомневаются. Если это необходимо, пожалуйста, пригласите меня на любой уровень. Я объясню свою ситуацию. Но мы все время доказываем это в суде, но суды как будто действительно надели на глаза непроницаемую ткань.