18.04.2020 13:50

Условия образования ставят родителей и детей Кыргызстана на колени - требования родителей к властям

Условия образования ставят родителей и детей Кыргызстана на колени - требования родителей к властям

Накануне, 17 апреля, родители детей, обучающихся в частных школах, обратились с обращением к омбудсмену Кыргызстана, в общественный фонд «Юристы за права человека», к правозащитникам и представителям СМИ Кыргызстана о ситуации с образованием в стране.

Фонд «Юристы за права человека» призывает Жогорку Кенеш, правительство, омбудсмена в срочном порядке обратить внимание на ситуацию в Кыргызстане, сложившуюся в области образования в дошкольных, школьных учреждениях, а также в вузах страны на сегодняшний день.

Материал о том, как родителям платить за дистанционное обучение в частных школах, лицеях - общеобразовательных учреждениях, что полностью, либо частично перешли на самофинансирование, читайте по ссылке.

«Не останьтесь равнодушными к будущему нашей страны - нашим детям!» - отметили юристы.

Ниже приводим текст обращения родителей к властям:

«Условия предоставления обучения в стране, по сути, лишают человека возможности получить, действительно, качественное образование, а то и получить его вовсе. Сегодня мы наблюдаем переполненные по 50-60 человек группы в детских городских садах, такие же забитые до невозможности классы в школах, аналогичные вузы, отсутствие базовых полноценных технических условий, хотя бы в виде элементарных чистых туалетов, отопления, парт, учебников с нормальным содержанием.

Возможно ли в предоставленных подобных условиях получить качественное образование в Кыргызстане? Насколько реально услышать ребенка при шуме 50 человек в школе или в садике, объяснить и проверить задания? Захочется ли квалифицированным педагогам обучать в таких экстремальных условиях, причем, еще и за маленькую плату?

То, что каждый второй госчиновник в КР не может грамотно изложить речь, не умеет писать и показать эффективный результат в работе, своего рода, тоже может быть показателем уровня образования в КР и в том числе связано с данной ситуацией.

Текущие условия образования ставят родителей и детей Кыргызстана на колени.

При четком понимании права на образование, все также понимают, что в нашей стране невозможно полноценно и качественно его реализовать. Родители с детьми вынуждены довольствоваться тем, что есть, понимая, что к особому результату в таковых условиях ни садики, ни школа, ни ВУЗ не приведут. Альтернативным и очень дорогостоящим в условиях КР, как вариант для получения образования, являются частные образовательные учреждения. Стандарты качества и ценообразование в таковых частных учреждениях - это отдельный момент для обсуждения.

В текущих условиях ЧП ситуация в образовательной сфере КР стала еще более уязвимой, а положение родителей, детей еще более сложным. Благодарность Министерству образования, школам, учителям, которые оперативно сориентировались и хоть как-то пробуют дистанционно обучать детей.

Между тем, во всей этой сложившейся ситуации удивляет позиция частных образовательных учреждений. Четко понимая всю трагичность положения, что большинство бизнес-предприятий впервые встало за долгие годы, многие в отпуске без содержания, нет никаких поступлений и, может, даже и не предвидится, и имеющиеся оставшиеся средства семей уходят на продукты питания, - частные образовательные учреждения действуют исключительно в своих интересах.

Несмотря на текущее и впервые возникшее положение, многие частные учреждения пытаются всеми способами заработать на родителях и детях.

Понятное дело, что им тоже надо каким-то образом пережить данный этап, однако, возможен ведь некий рациональный, разумный и человечный подход, особенно в образовании и особенно сейчас с учетом действительных оставшихся затрат у частного образовательного учреждения, возможностей и реальности родителей?!

За отсутствием заработка, сбережений, при наличии нескольких детей дошкольного, школьного и студенческого возрастов в семье, у родителей, имеются большие расходы на питание, а иногда и на лечение.

Как находить средства в размере минимум от 5 до 20 тыс. сомов в месяц для оплаты контрактов, на обучение нескольких детей в частных заведениях в данный период?!

Более того, частично не проводилось обучение в марте, но зарплату персонал получил полностью и вовремя, при этом не был сделан перерасчет родителям за этот период.

На данный момент, большинство педагогов частных учреждений задействованы частично, дистанционное обучение не занимает целый рабочий день, а то и отсутствует вовсе, педагоги направляют лишь домашнее задание по WhatsApp. В частных садиках, школах, вузах в этот период нет трат на отопление, дорогу, питание, коммунальные услуги, канцелярские товары, расходы на организацию праздничных мероприятий и т.п.

Между тем, пытаясь оправдать необходимость внесения существенной оплаты в период ЧП, а также некоторую калькуляцию стоимости дистанционного обучения, онлайн занятия искусственно растягиваются с утра до 14.00 дня. Более того, в это расписание еще добавляются совершенно нереальные в условиях ЧП услуги, как например, физкультура, уроки труда, рисования, музыкальные инструменты. И без того заточенные в четырех стенах дети вынуждены сидеть из-за такого расписания по 4-5 часов за компьютерами и мало что понимают, а у них есть еще онлайн-физкультура, где надо бегать, прыгать и еще надо лепить на уроках труда.

В трудные времена надо бы искать способы большего облегчения, поддержки и адаптации к возникшим условиям, тогда как эти заведения еще больше усложняют, отягощают текущую атмосферу для детей и родителей, пытаясь заработать и заполняя время детей всевозможными предметами, часами на целый день.

А как быть, если дома нет компьютера? Все 4 -6 часов сидеть за телефоном? Или один компьютер на трех учащихся детей и вдобавок на родителей, которым нужно делать дистанционную работу?!

Последняя четверть, семестр - это просто итоговый этап учебного года, период повторения, закрепления всех материалов за год. Неужели нельзя просто по-человечески дать чтение для закрепления, усиления и оценить имеющиеся знания по итогам успеваемости предыдущих восьми месяцев или, на крайний случай, попросить сдать все домашние задания к июню или пройти общий тест? К чему были и есть все эти необоснованные усложненные расписания, занятия, запугивание детей не аттестацией?! Их цель - заработок, вот и все...

Если бы действительно волновали дети, их благополучие, здоровье, образование, мы бы почувствовали поддержку и понимание, а не угрозы...

Большая часть частных учебных заведений не позволяет родителям и детям пользоваться подготовленными Министерством образования программами по телевизору, ссылаясь на свою, якобы, особую программу обучения, которую они должны дать в полном объеме в период ЧП и только за компьютером. Возможность обучения детей самими родителями с помощью программ по телевизору, итоговая аттестация школой также не рассматривается.

Как решение, если не нравятся текущие условия предлагаемые школой, садиком, вузом, требуют перевестись в другие заведения или судиться. Понятное дело, что перевестись к концу года, особенно сейчас в ЧП, практически невозможно, подать в суд тоже. Соответственно, понимая глубоко зависимое положение родителей и детей, а ради них родители в принципе будут готовы на все условия, угрожая, что в этом году студент, школьник или дошколяр не будет аттестован, нас требуют соглашаться на их условия учебы и оплаты.

В такие дни, мы еще раз призываем к разуму, к этике педагогов, учредителей, директоров частных вузов, частных школ и садиков. Пусть то высокое и человечное, которому вы обучаете из книг и произведений, будет настоящим и реальным в ваших действиях, а также в наших взаимоотношениях, а главное, - показательным примером для наших детей.

Как граждане и налогоплательщики, мы призываем и даже требуем, чтобы Министерство образования КР со всей ответственностью рассмотрело случай каждого частного вуза, школы, садика в Кыргызстане.

Просим омбудсмена Кыргызской Республики защитить права детей на достойное образование. На период ЧП ввести единую тарификацию и стандарты обучения в частных учебных учреждениях с учетом реальной нагрузки на преподавателей по дистанционной программе обучения, либо предлагаем полное исключение оплаты и лишь итоговую аттестацию учеников в мае в случае самостоятельных занятий ребенка с родителями дома с использованием онлайн-программ Министерства образования КР, а также запуск возможности оперативного обращения и жалобы по конкретному случаю, связанных с внедренными политиками, тарифами директоров, учредителей, которые пренебрегают, спекулируют, манипулируют текущим положением дел в стране в период ЧП.

Давайте разрушим глубокое равнодушие и желание заработать. Мы сожалеем, что за эти годы мы не смогли получить должную заботу от нашего государства, которое мы постоянно поддерживаем своими налогами и работой. Мы пытались найти поддержку в частном секторе образования, а в итоге, за прошедшие годы стали лишь объектом заработка частных учреждений и беспомощной жертвой в текущей ситуации».